[<10>] ====== Толкование на Ис. 19:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 22-25 **И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их. В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне - в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук Моих - Ассирияне, и наследие Мое - Израиль** Населяя Иерусалим, они пребывали в бедствиях, а когда пришли в землю иноплеменных, получили благословение. Видишь ли, что Бог всегда ищет добродетели, а не места? Кто святее этого народа? Он впервые показал тебе, что можно угодить Богу и в чужой земле. А когда слышишь от Павла, что на всех местах воздеваются преподобные руки, то ты не смущайся и не думай, что он говорит что-либо против закона. Все, что было в Ветхом Завете, изъято: субботы упразднены, обрезание отнято, жертвы отвергнуты, храм бесполезен, государство потеряно, город разрушен. И вот, после этого, ты, с опущенной головой, придешь сюда и сядешь под бегущими тенями, которые не принесли никакой пользы отцам. Все иудейское изъято, только одно знание Бога без дел нисколько не помогло им. Видишь ли? Все это – тени и образы, ими Бог желал чего-то иного. Будем же делать угодное Богу и стремиться к спасению, и не будем домогаться чего-либо – иудейского ли, или христианского. Ничто столько не знатно, как добродетель и святая религия, которой желает Бог. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И поразит Господь Египтян язвою великою и исцелит их цельбою, и обратятся ко Господеви, и услышит их и исцелит их цельбою** Когда Бог посещает, то поражает тех, которые некогда поступали нечестиво и производит суд над теми, которые нагло поступали против Него. Но этим Он приносит великую пользу людям; ибо Он не побеждаемый гневом наносит удары, напротив обращает людей к лучшему: или приводит их от заблуждения к истине, или имеющих неудержимую склонность к совершению постыдного научает изменить свой образ жизни и скоро обратится к угождению Ему. Посему блаженные Пророки, понимая плодотворное действие наказаний Божиих, восклицали к Нему: //накажи нас Господи, обаче в суде, а не в ярости// [[old:ier:10:24|(Иер. 10:24)]]. И опять: //Господи, в скорби помянухом Тя, в скорби мале наказание Твое нам// [[old:is:26:16|(Ис. 26:16)]]. И синагоге Иудейской Он некогда говорил: печалью и ударами Ты накажешь Иерусалим. Итак, наказывает Он тех, которых избирает и любит. Пророк говорит, что и Египтянам даровано будет тоже самое. Ибо **поразит их Господь язвою великою, и исцелит их цельбою**. Ибо хотя они и подчинены были, вероятно, римским военачальникам и по праву военному воины их овладели вселенной; но после того, как у них возвещена проповедь божественная, они освободились от вредных последствий своего заблуждения, перешли к небесному и божественному свету и, отвергнувши те прежние свои убеждения, наконец получили душевное здравие. **И обратятся ко Господеви, и услышит их**, то есть те, которые, некогда по причине многого нечестия своего, были в презрении у Бога, научатся наконец воздавать поклонение за то, чего они хотели бы получить, не отвратительным идолам, но возопиют к Нему, исцеляющему сокрушенных сердцем. И Бог готов будет немедленно услышать их, будет сострадателен и милосерд к ним. Итак, знание действительного и истинного Бога, Творца всяческих и Господа, есть источник всякого блага для всякого человека. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И поразит Господь Египет ударом и исцелит его; и они обратятся ко Господу, и Он умилосердится над ними и исцелит их** Ибо его же любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет. Гонение служит для верующих не к отступлению, а к укреплению и увенчанию. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- Познав Господа, Египтяне почтут Его жертвами духовными и дарами, и будут давать обеты Господу и исполнят их, и скажут с Давидом: //жертва Богу дух сокрушен// [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]] и:// воздеяние руку моею жертва вечерняя// [[old:ps:140:01|(Пс. 140:2)]], когда верующие в Назорея и сами будут назореями, не пьющими вина и сикера и уксуса, который был поднесен Господу, и всего того, что делается из винограда Содомского. И когда они исполнят обеты с Авелем и призрит их Бог, то возненавидит их старший брат Каин, то есть народ обрезания, и прольет кровь христианскую, которая будет вопиять к Господу [[old:gen:04:start|(Быт. 4)]], и поэтому уйдет от лица Божия, говоря о Спасителе: //распни, распни Его// [[new:lk:23:22|(Лк. 23:22)]] и: //не имамы царя, токмо Кесаря// [[new:in:19:15|(Ин. 19:15)]]. Дает обет Господу и исполняет тот, кто свят телом и духом. Обет дал и Закхей, который обещал половину своего имения бедным [[new:lk:19:start|(Лк. 19)]]. Спрашивается: если Египтянам послан спаситель и заступник для освобождения их от стеснений, то каким образом теперь говорится: **поразит Господ Египет ударом**! Но мы должны обратить внимание на следующее затем: **и изцелит его**. Ибо кого Господь любит, того наказывает [[new:evr:12:06|(Евр. 12:6)]]. И сам Спаситель в шестьдесят осьмом Псалме говорит к Отцу: //зане его же Ты поразил еси, тии погнаша и к болезни язв Моих приложиша// [[old:ps:068:27|(Пс. 68:27)]]. Итак если Он собственного Сына не пощадил, но предал Его за нас, чтобы язвою и ранами Его мы изцелились [[new:rim:08:start|(Рим. 8)]]; то Господь предал и мучеников страданию, но опять исцелит их при воскресении, чтобы ранами их укреплялась вера верующих. Поэтому и к Иову говорится: неужели ты думаешь, что я говорил тебе не для того, чтобы ты оказался праведным. Ибо сам Он посылает страдание и возвращает прежнее благосостояние, и посещает рабов своих жезлом, чтобы не отнять от них своего милосердия. Поэтому дочери и невестки, много согрешавшия и разлагавшия ноги свои всякому проходящему, не посещаются и не наказываются, по словам Господа: //не приспещу на дщери вашя, егда соблудят, и на невесты вашя, егда возлюбодеют// [[old:os:04:14|(Ос. 4:14)]]. Итак Господь поражает Египтян не огнем, не мечем, а жезлом. Ибо есть ли какой либо сын, котораго не научал бы отец? И это для того, чтобы после изцеления обратились к Господу, и чтобы Он умилосердился над ними и снова изцелил их. Ибо всегда мы нуждаемся в милосердии Божием и нет конца Его милости. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лактанций ===== **И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их** См. Толкование на [[old:is:19:20#laktancij|Ис. 19:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их** См. Толкование на [[old:is:19:21#lopuxin_ap|Ис. 19:21]] [<10>]