[<10>] ====== Толкование на Ис. 22:1 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== ** Видение дебри Сиони** Предрекши о пленении Египтян, Ассириян и Идумеев, пророк переходит и к самому святому городу, то есть Иерусалиму, и для пользы (Иудеев) предвозвещает о том, что некогда случится с ним вследствие божественного гнева, дабы они видели, что Бог всяческих есть верховный блюститель справедливости, или, лучше сказать, всецело есть справедливость, что он ценит, приемлет и удостаивает попечения не того, кто стал близким к нему просто вследствие детоводительства чрез закон, но напротив, исследуя жизнь каждого, добрых наделяет благами, а преданного порокам считает чуждым и нисколько не угодным Себе, хотя бы кто, может быть, и был Ему возлюбленный ради отцов (его). Но иудеи по великому своему неразумию думали, что они совершенно неодолимы для врагов, что вовсе нет того, кто бы мог напасть на них и что они будут проводить спокойную жизнь, наслаждаясь возможно полным благополучием, хотя сами оскорбляли Бога и впадали в великое нечестие; потому что поклонялись идолам и, устроив под дубом и тополем храмы и жертвенники, приносили жертвы суетным богам и совершали возлияния, совсем пренебрегши подобающим всесвятому Богу славословием. По сему устами Иеремии (Бог) говорит им об Иерусалиме: //не глаголите, яко храм Господень есть. Яко аще исправляюще исправите пути ваша и умышления ваша// [[old:ier:07:04|(Иер. 7:4-5)]] //и дам дом сей яко же Силом// [[old:ier:26:06|(Иер. 26:6)]]. И опять (Он) обвинял их чрез Михея пророка, говоря: //начальники их на дарех суждаху, и жерци его на мзде отвещаваху и пророцы его на сребре волхвоваху, и на Господе почиваху, глаголюще: не Господь ли в нас есть? не приидут на ны злая. Сего ради вас деля Сион яко же нива изорется, и Иерусалим яко овощное хранилище будет, и гора дому яко же луг дубравний// [[old:mih:03:11|(Мих.3:11-12)]]. А что суд Божий скоро придет на всякого преданного беззакониям, это ясно показывал им и божественный Иоанн, говоря: //рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева? Сотворите убо плод достоин покаяния: и не начинайте глаголати в себе: отца имами Авраама: глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму. Убо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметоемо// [[new:mf:03:07|(Мф. 3:7-10)]]. И так, поелику Израиль имел необузданную наклонность к порокам и привязан был, как я сейчас сказал, к лжеслужению идолам; то Бог чрез пророка предвозвещает долженствующее случиться впоследствии пленение Иерусалима и говорит: Ст. 1-2 **Что бысть тебе, яко ныне возлезосте вси на храмины тщетныя? Наполнися град вопиющих, уязвлении твои не мечми уязвлени, ниже мертвецы твои умерщвлени ратию** Кажется, здесь указывает на опустошение, бывшее во времена Иехонии. Он сильно обличает Израильтян за то, что они среди самых тяжких бедствий и несчастий не хотели сделать того, что могло бы снискать им благоволение свыше; ибо надлежало им с плачем и рыданием войти в дом Божий, принести покаяние и просить прощения в своих наглых преступлениях и только у Него одного искать помощи. И этому Он сам научал (их), говоря чрез одного из святых пророков: //препояшитеся и бийтеся, жерцы, плачитеся, служащии жертвеннику: внидите, поспите во вретищих, служащии Богу, яко отъяся от дому Бога вашего жертва и возлияние. Освятите пост, проповедите цельбу, соберите старейшины вся живущия на земли в дом Бога вашего и воззовите ко Господу усердно: увы мне, увы мне, увы мне в день// [[old:iol:01:13|(Иол. 1:13-15)]]. Итак, именно это надлежало им делать, чтобы умилостивить гнев могущего спасти их. Но им может быть, и на ум не приходило того, что должно было делать; они удалялись в самые верхние отделения домов и повсюду были вопли и плач детей, погибавших может быть от голода и жажды; ибо это необходимо случается в городах, находящихся в осаде. Посему то и говорит: **что быть тебе, яко возлезосте вси на храмины тщетныя?** Почему, говорит, вы, когда находились и среди столько невыносимых опасностей и когда происходила у вас борьба на жизнь и смерть, не возопили к Богу, но взлезли на дома, хотя от этого не могло быть вам никакой пользы. Потому и называет дома суетными. Почему же град наполнися вопиющих? Потому что не к Богу, но суетно вопияли и тогда как бедствия были как бы уже у дверей, не мало прогневляли (Бога). Надлежало быть покаянному плачу, надлежало слезам наливаться к Богу. Вот, говорит, прежде чем начали вы сражение, прежде чем взялись за меч, прежде чем помыслили о сопротивлении, наполнился город мертвыми. Итак, полезно и необходимо для спасения знать, что нужно делать чтобы и среди тяжких бедствий иметь Бога (своим) избавителем. Посему блаженный Давид воспевает и говорит: //Господи Боже сил, блажен человек, уповаяй на Тя// [[old:ps:083:13|(Пс. 83:13)]]. Надобно знать, что дебрями Сионскими именует Иерусалим; ибо Сион есть гора или находится на горе, а Иерусалим расположен у подножия горы, почему и называют его **дебрию Сиона**. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Пророчество о долине видения. - Что с тобою, что ты весь взошел на кровли** **Что бысть тебе, яко ныне возлезосте вси на храмины?** Пророк обращает речь к Иерусалиму и жителям его, которые от страха взошли на кровли домов. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Пророчество о долине видения. - Что с тобою, что ты весь взошел на кровли** Gôg на греческом языке - δωμα, а на латинском - tectum. Далее Māgôg означает «//от кровли//». Таким образом, этими наименованиями указывается на высокомерие и на лжеименное знание, восстающее против познания истины. Это те кровли, о которых Исаия говорит в видении на долину Сионскую: **Что с тобою, что ты весь взошел на кровли тщетные?** Под кровлей же мы будем понимать ересеначальников, а //от кровли// - тех, кто принял учение их. И прекрасно, что после многих таинственных пророчеств в этой книге последнее пророчество обращается против Гога и Магога [[old:iez:38:01|(Иез. 38:1)]]. //**Комментарий на пророка Иезекииля.**// ----- Ст. 1-2 **Бремя долины видения.** LXX, хотя этого нет в Еврейском, перевели яснее: //слово о долине Сионской//. Ибо этот город есть рассадник пророков, в нем построен храм и было много видений Господних. Итак поелику Сион ставится среди прочих народов и считается одним в числе очень многих, то называется не горою, сообразно оному пророческому: основания его на горах святых: //любит Господ врата Сиона, паче всех селений Иаковлих// [[old:ps:086:02|(Пс. 86:2)]], а долиною, так как он унижен. То же самое иными словами говорит Иеремия, когда он взял наполненную вином чашу и давал ее всем народам и наконец подал Иерусалиму, чтобы он пил и изрыгал рвоту и пал и безумствовал, обозначает, что и он будет опустошен Вавилонянами [[old:ier:25:start|(Иер. 25)]], о чем полнее передает повествование книги Царств и Иеремии. Из сего уразумеваем, что Бог есть равно творец всех и что Он все устрояет судом одинаковым, по оному, что Сам Он говорит чрез Амоса: //не якоже ли сынове Ефиопстии, вы есте Мне сынове Израилевы; глаголет Господь. Не Израиля ли изведох из земли Египетския, и иноплеменники из Кападдокии и Сиряны из рова; се очи Господа на царство грешных// [[old:am:09:07|(Ам. 9:7-8)]]. Чтобы Иудеи не думали, что они потому имеют преимущество в заслугах, что они были выведены из Египта, говорит, что и другие народы были переселяемы в другие земли по Его определению. **Что и с тобою, что и ты весь взошел на кровли, город шумный, многолюдный, город ликующий?** Еврей говорил мне, что настоящее видение относится не к тому времени, когда Навуходоносор взял Иерусалим и Седекию в узах и ослепленнаго отвел в Вавилон, а ко временам Сеннахериба, когда первосвященник Совна предал большую часть города и остались только Сион, т е. крепость и храм и вельможи, — подобно Риму, который во время вторжения Галлов сохранил в крепости патрициев и цвет юношества. Мы же можем относить это и к плену Вавилонскому, хотя Евсевий все это относит к пришествию Христову и думает, что это исполнилось во времена Веспасиана и Тита. Коснемся же частностей, кратко намечая троякое изъяснение. **Что это и с тобою?** Что такое у тебя Сион, что **и ты весь взошел на кровли**? Когда говорит **и ты**, то показывает, что другие взошли прежде. Неужели и ты поставлен наряду с прочими народами, ты, осаждаемый неприятелями и восходящий на кровлю, исполненный воплей и рыдания несчастных женщин, некогда царственный город? //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- **Бремя долины видения.** LXX: //слово на долину Сионскую//. В книге Еврейских Имен мы поставили, что //Сион// значит //подзорная башня//, которая, будучи поставлена на высоте, служит к тому, чтобы видеть, что происходит в дали. Итак поелику Сион по законам тропологии должен обозначать Церковь, как во втором псалме от лица Господа Спасителя говорится: //Аз же поставлен есмь царь от Него над Сионом горою святою Его// [[old:ps:002:06|(Пс. 2:6)]], и //уповающие на Господа, яко гора Сион// [[old:ps:124:01|(Пс. 124:1)]], и еще: //любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих// [[old:ps:086:01|(Пс. 86:1)]], и еще яснее говорит апостол: //приступите к Сионстей горе, и ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному// [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22)]]: то спрашивается, почему в настоящем видении говорится о долине Сионской? Уже самое расположение мыслей обращает нас к разумению духовному, чтобы мы знали, что все князья превратных учений, ниспавшие с высоты смысла Св. Писаний и низложившиеся к низменному, находятся в долине Сионской. Нечто подобное, думаю, говорит и Соломон в Притчах: //око ругающееся отцу и досаждающее старости матерни, да исторгнут е вранове из долин, и да снедят е птенцы орли// [[old:pr:30:17|(Притч. 30:17)]]. Ибо как только ум еретиков поругается над Творцем-Отцем и пренебрежет старость Церкви-матери, то тотчас он исторгается мерзкими и нечистыми птицами, которыми указываются противныя силы. И не могут таковые сказать: //возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя// [[old:ps:120:01|(Пс. 120:1)]], но подобно бессловесным животным они прикованы к земному. **Что и с тобою, что и ты весь взошел на кровли?** LXX: //что сделалось с тобою теперь, что вы взошли все на кровли тщетныя//? То, что в книге Царств, по LXX-ти, составляет вопрос, именно, что значит в словах Елисея [[old:4ts:02:14|(4 Цар. 2:14)]]: //где Бог Елиин аффо//, это в настоящем месте поставлено яснее: вместо того, что LXX перевели //теперь//, в Еврейском стоит //аффо//, что мы перевели //и теперь//, а Акила, желая удержать еврейский идиотизм, поставил caipertoi, какового союза латинский язык не выражает. Когда же говорит: **что и с тобою**? то спрашивает, почему вместе с другими и он восходит и по мнению высоких находится на низменности. И смысл таков: когда философы надмеваются и всякая мирская мудрость, рассуждая о высоком, презирает простоту церкви, то зачем и ты стремишься на высоты, что LXX выразительнее перевели δώματα μάταια, т.е. //кровли тщетныя// , чтобы показать, что есть иная кровля, с которой Спаситель запрещает сходить [[new:mf:24:start|(Мф. 24)]], которая однако не есть кровля тщетная. И апостол Петр в шестой час молитвы восходит на кровлю [[new:act:10:start|(Деян. 10)]]. Теперь же, чтобы показать большое разнообразие ересей, назвал не одну кровлю, но многие **кровли**. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лопухин А.П.===== **Пророчество о долине видения. - Что с тобою, что ты весь взошел на кровли** Пророк возвещает Иерусалиму грозный суд Божий. Город некому охранять - иудейская армия разбита и враги угрожают уже столице Иудейского царства. Жители Иерусалима, однако, организуют защиту города, не желая обратиться за помощью к Всевышнему, Который, собственно, и послал на них это грозное испытание. Другие же совершенно отчаялись во всяком спасении и проводят время в безумных пиршествах. Это ожесточение иудеев не будет им прощено Господом! //Долина видения.// Как видно из 9 и 10 ст., здесь пророк имеет в виду Иерусалим. Долиной (точнее: котловиной) он назван потому, что окружен высокими горами [[old:ps:124:02|(Пс. 124:2]]; ср. [[old:ier:21:13|Иер. 21:13)]]. //Видения//. Это слово обозначает Иерусалим как место, где пророк имел видения или откровения от Бога. //Взошел на кровли.// Очевидно, в то время, какое имеет в виду пророк, на ближайших к Иерусалиму горах уже показывались отряды вражеских войск (ассирийских), направлявшиеся в южную Иудею [[old:4ts:18:13|(4 Цар. 18:13-14)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]