[<10>] ====== Толкование на Ис. 22:25 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== **Сия глаголет Господь Саваоф: подвигнется человек утвержден на месте верне, и отымется, и падет, и потребится слава, яже на нем, яко Господь глагола** После столь продолжительного повествования, предлагается сжатая и краткая речь, показывающая строгость божественных судов и дающая видеть царя, с подобающей властью утверждающего приговор. Сила приговора, если угодно, опять может относиться к Сомнану домоправителю; если же (понимать) его шире, и относить к священнодействующим по закону; то понимай так, как мы сейчас объяснили. Те, которым казалось, что они пользуются прочным счастьем (ибо это значит: считать себя **утвержденным на месте верне**), пали и лишились принадлежавшей им славы, потому что никто не подал им помощи и не мог восставить уже низверженных, **яко Господь глагола**. Ибо //аще затворит от человеков, кто//, говорит, //отверзет// [[old:iov:12:14|(Иов 12:14)]]? **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В тот день, говорит Господь Саваоф, пошатнется гвоздь, укрепленный в твердом месте, и будет выбит, и упадет, и распадется вся тяжесть, которая на нем: ибо Господь говорит** **В тот день... истребится гвоздь, вбитый в твердом месте**, то есть Сомнан обратится в ничто, когда вступит на его место Елиаким. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В тот день, говорит Господь Саваоф, пошатнется гвоздь, укрепленный в твердом месте, и будет выбит, и упадет, и распадется вся тяжесть, которая на нем: ибо Господь говорит** См. Толкование на [[old:is:22:15#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 22:15]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:22:15#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 22:15]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В тот день, говорит Господь Саваоф, пошатнется гвоздь, укрепленный в твердом месте, и будет выбит, и упадет, и распадется вся тяжесть, которая на нем: ибо Господь говорит** //В тот день...// Это заключение опять говорит об участи Севны. Даже самые строгие критики не усматривают каких-либо серьезных оснований для того, чтобы сомневаться в подлинности всего пророчества [[old:is:22:start|22-й главы]]. Только один [[old:is:22:25|25-й]] стих, не входящий в ряд строф, считается прибавкой, сделанною в позднейшее время. Это касается времени происхождения первой половины главы, то большинство критиков относит ее ко времени начала завоевания Палестины ассирийским царем Сеннахиримом. Из книг исторических ([[old:4ts:20:20|4 Цар. 20:20]]; [[old:2par:32:23|2 Пар. 32:23]], [[old:2par:32:30|30]]) мы видим, что Езекия, ввиду нашествия Сеннахирима, заботился о водоснабжении своего столичного города и в кн. Премудрости Иисуса сына Сирахова содержится похвала ему за устройство бассейна [[old:prsir:48:19|(Сир. 48:19)]]. Эти гидравлические сооружения (ср. Толк. Библ. т. 2), упоминаемые и в книгах исторических и у Исаии во 22-й гл., дают основание думать, что наше пророчество было произнесено около 701-го г. Пророчество же о Севне и Елиакиме произнесено несколько ранее 701-го г., как единодушно заявляют критики книги Исаии. В самом деле, еще до нашествия Сеннахирима, которое случилось в 701 г., Елиаким уже занимал место Севны (см. [[old:is:36:03|Ис. 36:3]]; [[old:is:37:02|37:2]]), который низведен был на место секретаря. Строфы пророчества располагаются в таком порядке: 1-я строфа_[[old:is:22:01|ст. 1-3]]_(2, 3) 2-я строфа_[[old:is:22:04|ст. 4-5]]_(2, 3) 3-я строфа_[[old:is:22:06|ст. 6-7]] и [[old:is:22:08|8а]])_ 1-я строфа_[[old:is:22:08|ст. 8б]])-[[old:is:22:11|11]]_(2, 3) 2-я строфа_[[old:is:22:12|ст. 12-14]]_(2, 3) 1-я строфа_[[old:is:22:15|ст. 15-19]]_(3, 2, 2) 2-я строфа_[[old:is:22:20|ст. 20-24]]_(2, 2, 3) //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:22:15#lopuxin_ap|Ис. 22:15 ]] [<10>]