[<10>] ====== Толкование на Ис. 23:15 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице** См. Толкование на [[old:is:23:14#svt_amvrosij_mediolanskij|Ис. 23:14]] =====Свт. Кирилл Александрийский===== **И будет в той день, оставлен будет Тир седмьдесят лет, яко же время царя, яко время человеческо** Тир издевался над самым Иерусалимом, когда он был опустошен, и причины его страданий полагал не в распущенности Иудеев, оскорбивших Бога своим пренебрежением к закону и ко всему угодному Ему: напротив думал, что Начальник их, то есть Бог всяческих не мог спасти их. По этой причине и сам (Тир) был взят и находился в запустении время, равное времени плена Израильтян; ибо они оставались у Халдеев **семьдесят лет**, находясь под невыносимым игом рабства. Следовательно, помянутое время **Тир будет оставлен**, то есть будет находиться в запустении и не имея жителей, и это продолжится столько лет, что будет представлять как бы годы жизни **человека** или **царя**, то есть до **семьдесятого лета**, как воспевает блаженный Давид: //дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь// [[old:ps:089:10|(Пс. 89:10)]]. Ст. 15-16 **И по седмидесятих летех будет Тир яко песнь блудницы. Возми гусли, обыди град, блудница забвеная, добре погуди, много воспой, да память твоя будет** Всем доступная и распутная женщина, продающая желающим красоту тела своего, пока свежа и молода, уловляет в свои сети многих и самая красота телесная служит сетью и как бы приманкой для видящих ее. Когда же состарится, тогда-то, после того как поблекнет у ней красота, она становится уже неспособной к уловлению своей добычи и начинает придумывать другие средства к приобретению презренной добычи: занятием ее становится пение и музыка; ибо многие находят удовольствие в игре ее на цитре. В этом она находит некоторое малое напоминание о своей прошедшей жизни и некоторые хвалят красоту ее и в этом возрасте. Нечто подобное, говорит, случится с Тирянами, ибо будет **как песнь забытой блудницы** и не будет иметь, как прежде, красоты; **песнь** и музыка будет для многих, ибо вспомнят, чем обладала (была) она прежде. Ты же, о **Тир** как старая и отцветшая **блудница, возми гусли, обыди**, о **город**, ставший как некая **блудница забвеная**. Ибо когда поблекнет, как я сказал, красота женщин; тогда забывают о ней и те, которые некогда были увлечены ею и были ее почитателями. Итак, **добре погуди и много воспой, да память твоя будет**. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице** **Оставлен будет Тир седмьдесят лет** в Вавилоне... **И по седмидесятих летех воспоют Тиру... песнь блудницы**, то есть жители Тира по возвращении своем не Богу воздадут славу, но будут только с песнями ликовать и веселиться в отечестве своем. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 15-16 **И будет в день тот, в забвении будешь, Тир, семьдесят лет, как время одного царя. После же семидесяти лет с Тиром будет как в песни блудницы. Возьми цитру, ходи по городу, блудница, преданная забвению, играй складно, пой много песен, чтобы была память о тебе** **И будет в день тот, в забвении будешь, Тир, семьдесят лет, как время одного царя**. От этого места и до конца этого пророчества возвещается благоприятное Тиру, что он должен принести покаяние, что он опять будет возстановлен, что раззорение Тира будет продолжаться только семьдесят лет, сколько продолжалось и запустение храма Божия, так что по времени раззорения он будет подобен тому, раззорению кого он радовался. Что же касается до семидесяти лет одного царя, то многие думают, что это говорится о Навуходоносоре, так как в течении стольких лет продолжалось царство народа Ассирийскаго в Иерусалиме. По другим, это сказано вообще, потому что кто имеет долговременное царствование, тот не может перейти за семьдесят лет. **После же семидесяти лет с Тиром будет как в песни блудницы. Возьми цитру, ходи по городу, блудница, преданная забвению, играй складно, пой много песен, чтобы была память о тебе**. Так как ты любодействовала с весьма многими народами и прежние любовники презирают тебя оставленную, обнаженную и загрязненную нечистотою плена, то удвой песни, ходи по городу, оплакивай прежнее место разврата и омывай слезами следы прежняго заблуждения, чтобы быть в состоянии призвать на себя милосердие Божие. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- Ст. 15-18 Слов **воспоминание пред Господом, на лице земли и как время человека** в еврейском нет, а прибавлено в греческом. Тир, некогда преданный бедствиям в продолжение семидесяти лет, освобождается, чтобы по выполнении срока опустошения, песнь некогда блудницы он превратил в хвалы Богу и, взявши **цитру**, все струны ея настроил для игры, чтобы после хорошей игры и пения многих песен, была память о нем у Бога, память, которая по причине блуда была предана забвению, и чтобы Тир был восстановлен в прежнее состояние и имел богатства царств всего мира; но товары трудов его будут собираться не для Тирян, а для тех, кои живут пред лицем Господа, и чтобы они ели и пили и наполнялись всеми благами земли, какие для радости пира будут собраны трудами всех. Божественная речь увещевает Сидон и Тир к покаянию и обещает, что труды и товары его будут посвящены Господу. Кто из грешников не может иметь надежды на спасение, если только он будет хорошо петь, и все струны добродетели, прежде расстроенный, будут настроены на славословие Господу? В сорок четвертом псалме, который относится собственно к союзу жениха и невесты, т.е. к Богу Спасителю и тайнам Церкви, читаем между прочим следующее: //и дщи Тирова дары: лицу твоему помолятся богатии людстии// [[old:ps:044:13|(Пс. 44:13)]]. И опять сам жених говорит невесте Тирянке: //слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего, ибо возжелает царь доброты твоея// [[old:ps:044:11|(Пс. 44:11—12)]]. Поэтому и в изображении красоты ея говорится: //предста царица одесную тебе в ризах позлащенных, одеяна преиспещрена// [[old:ps:044:10|(Пс. 44:10)]]. И еще: //вся слава дщере царевы внутрь// [[old:ps:044:14|(Пс. 44:14)]]. Если же царь возжелал красоты Тирянки кающейся и имеющей украшения различных добродетелей, то не тем ли более ея товары и торговля будет не такова, как людей живущих в Тире, а такова, как тех, кои живут пред лицем Господа? Они, принесши покаяние, услышат от Господа Спасителя: //ядите ближнии, и пийте и упийтеся братия// [[old:pp:05:01|(Πесн. 5:1)]]. А что значит есть и пить и насыщаться складом всех добродетелей, это верный читатель понимает. Что храм был в запустении в течении семидесяти лет, об этом учат и Иеремия [[old:ier:29:start|(Иер. 29)]], и Даниил [[old:dan:09:start|(Дан. 9)]] и Захария [[old:zah:07:start|(Зах. 7)]]. И у Иезекииля [[old:iez:16:start|(Иез. 16)]], читаем о Содоме, что он будет восстановлен в прежнее состояние, и о Египте, что после опустошения земли Египетской и иссушения семи рек, он опять получит прежнее плодородие. Седмеричное же и семидесятное число, составляется ли оно из единичных дней или из семи десятков, обозначает совершенное и полное покаяние, так что Тир, по исполнении времени покаяния, справедливо возвращается в прежнее состояние. Думаю, что об этой блуднице говорится таинственною речью и оное в Притчах Соломоновых: //не внимай злой жене: мед бо каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает твой гортань, последиже горчае желчи обрящеши// [[old:pr:05:03|(Притч. 5: 3—4)]]. Ибо чрез окно дома своего она смотрит на улицы, так как широк и пространен путь, ведущий к смерти [[new:mf:07:start|(Мф. 7)]], и увидевши всякого неразумного юношу, — ибо мудрых она искушать не осмеливается, — шатающегося по закоулкам и потерявшего прямую дорогу, она заговаривает с ним в темноте и во мраке и под видом наслаждений ведет его как жертву на смерть. Если она обратится и будет хорошо петь и исполнит время лет совершенного покаяния, то будет есть и пить и насытится. Пусть услышит это Новациан и замолчит. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Иаков Афраат ===== Ст. 15-17 **И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице: "возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе". И будет, по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою и будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной** Тир был пуст семьдесят лет, равно как и Иерусалим, который пребывал в запустении семьдесят лет. Мы видим, что Тир был многолюден и процветал после того, как был забыт на семьдесят лет, что было вследствие того, что он получал прибыль с вложенных денег и блудодействовал со всеми царствами. //**Тахвиты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице: возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе** Долго Тир пробудет в унижении и забвении, но в конце концов он снова воспрянет к жизни. Однако плоды его торговли будут им посвящаемы не идолам и будут тратиться не на собственные наслаждения, а на служение Истинному Богу и Его избранникам. //тот день// - см. [[old:is:02:11|2:11]]. //Забудут// - т. е. Тир потеряет свое мировое политическое и торговое значение. //На семьдесят лет// - число круглое и притом большое (7х10). //По мере дней,// т. е. на крайний срок самого длинного царствования: едва ли какой царь царствовал больше 70-ти лет. //Ходи по городу.// Блудницы в восточных городах сидели по улицам, пред городскими воротами, ходили по городу (честные женщины сидели дома) с пением и музыкой, разодетые, с венками на головах. //**Толковая Библия.**// [<10>]