[<10>] ====== Толкование на Ис. 23:17 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 17-18 **И будет по седмидесятих летех, присещение сотворит Бог Тиру, и паки возставится на прежднее, и будет торжище всем царствам вселенныя на лицы земли. И будет его купля и мзда свято Господеви, не им собрано будет, но живущим пред Господем, вся купля его, ясти и пити и наполнитися, и в сытость, на память пред Господем** Как я сказал, Бог праведным приговором своим определил, чтобы и запустение Тира по продолжительности времени было равно плену Израильтян. Когда же Кир вместе с Персами и Мидянами овладел землею Вавилонян и опустошил всю страну Халдеев, – Израиль был освобожден из плена, возвратился опять в свое отечество и поселился в святом городе. Но не памятозлобивый Бог прекратил свой гнев и на Тирян: они опять собрались и восстановлены были в первоначальное состояние, и **Тир** сделался торжищем и гостиницею как в древности для всех царств земли; но обрати внимание на различие. Ибо деньги, получаемые от торговли, прежде собираемы были только для тех, которые занимались ею, но решительно никто не приносил плодов ее Богу; когда же народы призваны были благодатью веры, и самый **(Тир)** познал Спасителя и Искупителя всех и жителями его построен был святой храм и воздвигнут был божественный жертвенник; тогда **мзда**, получаемая от торговли, была собираема не для них только одних, но **будет свято и Господу**, то есть, будет в дар и плодоприношение (Ему), так что будут** ясти и пити пред Господем**. Ибо в прежнее время, приходя к идольским святилищам и жертвенникам демонов, они жертвы приносили им и устрояли торжественные собрания в честь и славу своих измышленных божеств; потому что пребывали в заблуждении. Когда же, как я сказал, познали Бога истинного; тогда стало **свято Господеви мзда**, получаемая от торговли, едят и пьют в памяти, пред Господом, очевидно, принося Богу благодарственную жертву за благоуспешность трудов. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И будет по истечении семидесяти лет, посетит Господь Тир и возвратит его к товарам его и опять будет любодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной** **И будет по седмидесятих летех, присещение сотворит Бог Тиру, и паки возставится на прежнее,** то есть по-прежнему обратится к торговле. **И будет блудодействовать со всеми царствами**. От торговли со всеми царствами разбогатеет, как богат был прежде. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И будет по истечении семидесяти лет, посетит Господь Тир и возвратит его к товарам его и опять будет любодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной** В смысле историческом, памятники письменности Греков и Финикиян согласно показывают, что все это исполнилось, потому что по истечении семидесяти лет город возстановлен, получил прежнее могущество и стал вести торговлю со всеми народами, что, как я думаю, называется любодеянием потому, что как любодействующий входит в дом разврата и дает плату за любодеяние, так и торгующие, стекаясь со всего мира, овладевают всею красотою города, как блудницы. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.**// ----- См. Толкование на [[old:is:23:15#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 23:15]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.**// ===== Иаков Афраат ===== **И будет, по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою и будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной** См. Толкование на [[old:is:23:15#iakov_afraat|Ис. 23:15]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-18 **И будет, по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою и будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной. Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицем Господа будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную** //Будет блудодействовать,// т. е. торговать. Торговля приравнивается к блудодейству, потому что так же, как и последнее, предполагает общение одного со многими, причем это общение не свободно от грязных целей (нажива). //К живущим пред лицеи Господа,// т. е. евреям, живущим на Сионе, или, лучше, к Церкви Христовой. Относительно //подлинности// пророчества о Тире критика не высказывает сколько-нибудь серьезных возражений. Только 15-18 ст. считают прибавлением, сделанным, вероятно, после плена вавилонского, потому что здесь встречаются некоторые выражения, чуждые стилю Исаии (//mikez// - 17 ст. //haadmah// - мир ст. 18) и, кроме того, здесь трудно установить разделение на строфы. //О времени происхождения// пророчества критики говорят различно. Одни утверждают, что Исаия произнес это пророчество по случаю нашествия на Финикию Сеннахирима (в 701 г.), другие относят пророчество к более древнему времени - именно к осаде Тира Салмонассаром (727-722), оконченной при Саргоне, преемнике Салмонассара. Что касается //исполнения// пророчества, то вероятно, что восстановление Тира, которое описывает Исаия с 15-го стиха, имело место при Дарие Гистаспе. Как известно, Навуходоносор разрушил Тир - не только старый, но и новый, который был построен на острове, и это то разрушение предвозвещает Исаия Тиру в первых 14 стихах 23-й главы, но Дарий Гистасп, исправлявший ошибки вавилонских царей, снова восстановил этот важный торговый город. Последние же слова пророчества исполнились на обращении Тира к христианству, который уже во времена апостолов стал христианским [[new:act:21:03|(Деян. 21:3-4)]]. Тирский архиепископ был вторым после патриарха Иерусалимского. Во время гонения Диоклетиана Тир дал немало мучеников за имя Христово. //Строфы// разделяются в пророчестве таким образом; 1 строфа_1-5 строфа_(1, 3, 2, 1) 2 строфа_6-10 строфа_(1, 2, 3, 1) 3 строфа_11-14 строфа_(2. 2, 2 и повторение 1-го стиха) Конец, за исключением песни блудницы, - прозаический. //**Толковая Библия.**// [<10>]