[<10>] ====== Толкование на Ис. 24:14 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст 14-15 ** Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. Итак славьте Господа на востоке, на островах морских - имя Господа, Бога Израилева** Итак, //морскою водою// называет множество народов, а может быть - острова и города. **Возвысят голос свой,** говорит, все находящиеся в них, при устремлении на них гнева Божественного, слава же Христа, говорит, будет некоторым образом во всех них, и познают, что по Божественному мановению они опустошены и погибли и преданы в запустенье за то, что немало оскорбляли Всемогущего своим нечестием, и совершенно отвергнут они своих богов, нисколько не помогающих им. А это было не что иное, как вознести славу Господа на великую высоту. Очевидно, что последняя цель пророческих предречений - привести к таинству Христа и сделать напоминание о будущем спасении через Него... А когда из конца в конец поднебесной распространилось слово святых апостолов, удаляющее народы от многобожного заблуждения и приводящее к благодати Христовой, тогда, говорит, **громко будут восклицать с моря,** то есть люди, населяющие всю подсолнечную. //**Комментарий на пророка Исаию.**// **Оставшиися же на земли возрадуются со славою Господнею** Говоря, что будет строгое разыскивание тех, которые виновны во грехах, так что никому из них нельзя будет сокрыться, он не дозволяет предаваться страхам относительно сего благочестивому и любящему Бога. Ибо хотя и говорится, что гнев грядет на всех, но Господь всяческих не погубляет праведного вместе с нечестивыми. И этому учит Он, говоря устами Иезекииля: //сыне человечь, земля, аще согрешит Ми, еже пастися грехом, и простру руку Мою на ню и сотру утверждение хлебное и пущу на ню глад и возму с нея человеки и скоты, и аще будут трие сии мужи среде ея, Ное и Даниил и Иов, тии в правде своей спасутся,.. а земля в потребление будет// [[old:iez:14:13|(Иез. 14:13-14, 16)]]. И в другом месте говорит нам тот же пророк, что он видел мужа, одетого в подир и имеющего пояс, //и шесть мужей, идущих позади него, и каждому,// говорит, //секира в руце его, и рече: идите во град в след его, изсецыте и не пощадите и не помилуйте, старца и юношу и деву, и младенцы и жены избийте в потребление: а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся: от освященных моих начните// [[old:iez:09:02|(Иез. 9:2-6)]]. Но поелику, думаю, не должно оставить неразъясненными слова пророка, то мы спросим: если Ной и Иов уже давно умерли, а может быть и сам Даниил, то как же они спасутся в правде своей, хотя бы была истреблена вся остальная земля, над которой произнесен смертный приговор? Очевидно, что Ною уподобляет тех, которые верою в Бога угождают Ему; Даниилу же мудрых и прозорливых, Иову опять угождающих Ему терпением, именно готовностью на все похвальное. Итак, говорит, в то время как гнев истребляет живущих на земле, не только на земле иудейской, но и на земле языческой: тогда оставшиеся и вследствие праведного суда Божия, определяющего все к нам относящееся, избегшие погибели вместе с тем будут увеселяться славою Божией: ибо они будут радоваться, как спасенные от погибели неизреченною славою Того, Кто предстоит святым и как бы стеною ограждает благочестивого своею благодатью и милосердием. Присовокупим к сказанному и следующее. Во время кончины настоящего века посланы будут в ад для наказания те, которые преданы были постыдным делам; а оставшиеся, то есть праведные, возрадуются со славою Господнею; ибо будут вместе со Христом, Который есть слава Бога и Отца; Он сам сказал: //Аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне да сотворю// [[new:in:17:04|(Ин. 17:4)]]. И Сам Бог Отец негде говорит блаженному Моисею: //живу Аз и присно живет имя Мое// [[old:chis:14:21|(Чис. 14:21)]]. Подлинно наполнится славою Господнею вся земля; ибо все наполнено Христом. **Возмятется вода морская** Водою и морем (пророк) прикровенно называет множество народов, ибо делать это обычно святым пророкам. Так и блаженный Давид говорит о земле и сущих на ней: //сие море великое и пространное: тамо гади ихже несть числа, животная малая с великими. Тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему// [[old:ps:103:25|(Пс. 103:25-26)]]. И мы не говорим, что у него идет речь о плавающих в море или что хотел он указать и на различия рыб, а не говорим также, что в морских водах обитает, какой-то змий телесный и чувственный. Но, как я сказал, сими словами он указывает нам на смятение, свойственное жизни, и на жизнь среди этого волнения, и на дракона, то есть, сатану, который окружает всех людей и обходит нашу вселенную, злоумышляя против, душ святых. Итак, морскою водою называет множество народов, а может быть острова и города. Возмятутся, говорит, все находящиеся в них, при устремлении на них гнева божественного **//Толкование на пророка Исаию.//** См. также Толкование на [[old:is:24:13#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 24:13]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря** **И восхвалят величие Господне** за истребление войск Сеннахирима, истребленных мечом Господним. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря** См. Толкование на [[old:is:24:13#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 24:13]] ===== Лопухин А.П. ===== **Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря** Хор спасшихся на море и островах, которые издали будут видеть эту картину опустошения земли, восхвалит Бога за Его правый суд над нечестивыми людьми, которым не будет никакого спасения. //Они// - это, по всему вероятию, лица праведные, которые будут свидетелями суда над грешниками (ср. [[new:otkr:22:11|Откр. 22:11-12]]). //С моря//. - Пророку, конечно, прежде всего предносится опустошение Палестины и праведники представляются у него находящимися //вне// полосы земли, которая подвергается опустошению. //**Толковая Библия.**// [<10>]