[<10>] ====== Толкование на Ис. 25:6 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-7 **И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах** Предсказав, что //воцарится Господь на Сионе и в Иерусалиме,// пророк из этого как бы сходства чувственных видимых предметов извлекает таинственный смысл. Ибо //Сион// толкуется как место, возвышенное и удобное для наблюдения, а //Иерусалим// - видение мира. Церковь же Христа есть поистине и то, и другое, ибо она высока и отовсюду видима и как бы расположена на горе. И в другом отношении она понимается нами как высокая: в ней нет ничего низкого, и она совершенно удалена от земных предметов, ибо написано: //Ибо щиты земли - Божии; Он превознесен// [[old:ps:046:10|(Пс. 46:10)]]. Равным образом, возвышены и истинные догматы, ибо учение о Боге или о Святой и Единосущной Троице безыскусно, чисто и направлено к одной только истине. Опять же созерцается в ней Христос, Который есть мир. Итак, - говорит, - **сделает Господь Саваоф** и не одним только израильтянам, как возлюбленным ради отцов и избранным, но и всем народам, то есть живущим по всей поднебесной. Что //сделает?// **Испиют,** говорит, **радость, испиют вино. Трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, помажутся миром на горе сей.** Словом //радость,// конечно, указывает на веселье в надежде, то есть в надежде, утверждающейся во Христе. Ибо вместе с Ним воцаримся и будем наслаждаться всяким душевным удовольствием, превосходящим ум и слово. Словом же //вино// указывает на таинственное богословие и свойство бескровной жертвы, которую мы обыкновенно совершаем в святых церквах. //**Комментарий на пророка Исаию.**// Ст. 6-7 **И сотворит Господь Саваоф всем языком: на горе сей испиют радость, испиют вино. Помажутся миром на горе сей: предаждь сия вся языком: той бо совет на вся языки** Предрекши, что воцарится Господь в Сионе и Иерусалиме, (пророк) из этого как бы сходства чувственных и видимых предметов извлекает таинственный смысл. Ибо Сион толкуется место возвышенное и удобное для наблюдения, а Иерусалим – видение мира. Церковь же Христова есть поистине то и другое; ибо она высока и отовсюду видима и как бы расположена **на горе**. И в другом отношении она понимается нами как высокая: в ней нет ничего низкого и она совершенно удалена от земных предметов, ибо написано: //Божии державнии земли зело вознесошася// [[old:is:46:10|(Ис. 46:10)]]. Равным образом возвышенны и ее божественные и истинные догматы; ибо учение о Боге или о святой и единосущной Троице, безыскусственно, чисто и направлено к одной только истине. Опять же созерцается в ней Христос, который есть мир. Итак, говорит, **сотворит Господь Саваоф**, и не одним только Израильтянам, как возлюбленным ради отцов и избранным, но и всем народам, то есть живущим во всей поднебесной. Что же **сотворит? Испиют**, говорит, **радость, испиют вино. Помажутся миром на горе сей**. Словом **радость**, конечно указывает на веселие в надежде, то есть, в надежде, утверждающейся во Христе. Ибо вместе с Ним воцаримся и будем наслаждаться всяким душевным удовольствием, превосходящим ум и слово. Словом же **вино** указывает на таинственное благословение и свойство бескровной жертвы, которую мы обыкновенно совершаем в святых церквах. **Миро** же прекрасно знаменует нам помазание Святого Духа. Ибо премудрый Иоанн пишет: //и вы помазание имате от Святаго, и не требуете, да кто учит вы, но яко то само помазание учит вы о всем// [[new:1in:02:20|(1 Ин. 2:20]]; [[new:1in:02:27|27)]]. Ибо мы **помазуемся миром** особенно во время святого крещения, чтоб, совершая помазание, получить залог Святого Духа. Но, говорит, **предаждь сия вся языком**; ибо совет сей относительно всех народов. Древний закон и служение по нему, установленное при посредстве ангелов, даны были не всем народам, но одному только по плоти Израилю; благодать же во Христе и призвание чрез веру, а вместе с сим освящение Духом и самое таинство (евхаристии) по совету Бога и Отца – для всех народов; ибо Христос, по слову Святого, есть чаяние языков. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== Ст. 6-7 **И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах** Этого святого миропомазания удостоившись, вы нарекаетесь христианами, оправдывая возрождением и само имя. Ибо, прежде нежели вы сподобились этой благодати, вы этого наименования собственно достойными не были, а стремились к тому, чтобы вам быть //христианами.// Ведать же вам надлежит, что этого миропомазания прообразование находится в Ветхом Завете. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал своему брату [[old:lev:08:01|(Лев. 8:1]], [[old:lev:08:02|2)]] и поставлял его в первосвященника, то по омытии водою помазал его [[old:lev:08:06|(Лев. 8:6]], [[old:lev:08:12|12)]]: и он был назван //помазанником// [[old:lev:04:05|(Лев. 4:5)]], то есть от помазания образовательного. Так и Соломона, возводя на царство, Архиерей помазал, по омытии //в Гионе// [[old:3ts:01:39|(3 Цар. 1:39]], [[old:3ts:01:45|45)]]. Но //все это происходило с ними, как образы// [[new:1kor:10:11|(1 Кор. 10:11)]]. С вами же необразно, истинно: потому что вы от Святого Духа истинно помазаны. Начало вашего спасения Христос: ибо Он истинно есть //начаток// (то есть закваска), вы же //тесто. Если же начаток свят// [[new:rim:11:16|(Рим. 11:16)]], явствует, что и в тесто перейдет святость. Это помазание сохраните непорочно... Ибо оно есть освящение, телу духовное хранение и души спасение. Об этом от древних времен блаженный Исаия, предсказывая, говорил:** И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов,** //горою// же называет он Церковь, как и в другом месте, когда говорит: //И будет в последние дни явлена гора Господня// [[old:is:02:02|(Ис. 2:2)]]. **Испиют вино, испиют радость, помажутся миром** [[old:is:25:06|(Ис. 25:6-7)]]. И чтобы утвердить тебя, слушай, что говорит он об этом мире, как о таинственном: **И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.** //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин** **И сотворит Господь Саваоф всем языком: на горе сей пиршество тучное**. Иудеи, в день избавления, действительно ликовали и славословили Господа в Иерусалиме; но вполне исполнилось пророчество на Господе нашем, когда на горе Иерусалимской преломил Он тело Свое и преподал кровь Свою, и сказал; //сие творите в Мое воспоминание// [[new:lk:22:19|(Лк. 22:19)]]. Вот пиршество небесное и духовное, пиршество от века соблюденное и тучное, пиршество Животодавца и Крепкого, пиршество в век пребывающее, которого будут причащаться все народы, как и сказано: **И сотворит Господь Саваоф всем языком... пиршество тучное**. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6-8 **И сделает Господь воинств всем народам на горе сей трапезу из туков, трапезу из вин,— из туков мозговых, из вин процеженных. И уничтожит на горе сей лицо уз связанных на все народы и покрывало сотканное на все народы. И уничтожит смерть на веки, и отнимет Господь Бог слезу от всякого лица, и поношение народа своего снимет со всей земли, ибо Господь сказал** Вместо переведенного нами: **лицо уз связанных на все народы**, Акила перевел: //лицо тмы на все народы//. И тогда как Акила тьму поставил дважды, Феодотион назвал ее однажды, а прочее сходно. Симмах же вместо этого перевел: //лицо властелина, который властвует над всеми народами//. А что хотели вместо этого места сказать LXX: //передай все это народами//, то для читателя ясно, что они поставили не слова Писаний, а свое разумение, — что все тайны закона и храма будут перенесены на церковь из народов. Итак после страдания Господа, когда избавит Его от жажды и зноя и вихря, Господь устроит не народу иудейскому, а всем народам на горе Сионе тучную трапезу, всесожжение из тука костей, трапезу из вина процеженного, так что уничтожит и истребит лицо смерти и уз, которыми связывались все люди, и разорвет сеть смерти и покрывало, которое обнимало все народы. И по апостолу поглощена будет смерть во веки [[new:1kor:15:54|(1 Кор. 15:54)]]. **И отнимет Господь слезу от всякого лица**, когда, после победы над смертию, наступит царство Христово, и поношение рода человеческого, который был создан по образу Творца, избежит рабства диаволу и смерти. И не удивительно, если, по Симмаху, **смерть** называется властительницею, когда блаженный апостол сказал: //царствова смерть от Адама даже до Моисея и над несогрешившими по подобию преступления Адамова// [[new:rim:05:14|(Рим. 5:14)]]. Под властителем над всеми народами или лицем тьмы на все народы и покрывалом сотканным на все народы некоторые разумеют антихриста, который будет истреблен на горе Елеонской, что мы сказали и в последнем видении Даниила. По LXX, всем народам приготовляется на горе Сионе трапеза радости, на которой они будут пить вино, которое обещает пить Господь со святыми своими в царствии Отца [[new:mf:20:start|(Мф. 20]]; [[new:lk:22:start|Лук. 22)]] и помажутся мастью, чтобы возродившись во Христе соделаться народом новым. Поэтому и говорится: //передай все это народам, — все, что некогда в сени и образе совершал Израиль//. Ибо таково определение Господа, чтобы все это было перенесено к язычникам, //ибо смерть поглощена// [[new:1kor:15:start|(1 Кор. 15)]] и всякая слеза отерта и поношение всей земли, по наступлении царства Христова, уничтожено. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Примасий ===== Ст. 6-7 **И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах** //Они не будут алкать// [[new:otkr:07:16|(Откр. 7:16)]], ибо хлебом живым пируют: //Я хлеб живый, сшедший с небес// [[new:in:06:51|(Ин. 6:51)]], сказал Господь. Не будут и жаждать, ибо допьяна испивают из чаши столь благолепной, что словно о них сказала Истина: //Верующий в Меня не будет жаждать никогда// [[new:in:06:35|(Ин. 6:35)]]; а также: //А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, бьющей ключом в жизнь вечную// [[new:in:04:14|(Ин. 4:14)]]. И солнце над ними не будет заходить, и не опалятся они смертоносным воздействием зноя. Также через Исаию предобещал Своей Церкви Бог, говоря: //Надежда против бури, тень от зноя,// провозвестил, что там крепкой будет сохранность тайн Его, но ничто не сможет быть погубленным в горении искушения. //Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их// [[new:otkr:07:17|(Откр. 7:17)]]. Выше сказано было, что Агнец, сидящий на троне, держал книгу, а ныне говорится: //ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их,// - чтобы указать на то, что у Отца и Сына единый престол, поскольку Отец в Сыне и Сын в Отце, то есть среди Церкви, в которой, по вере, Бог, целокупно сущая Единица и Троица, живет. //**Комментарий на Апокалипсис.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-9 **И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его** Гора Сион станет местом общения всех народов с истинным Богом. Бог устроит здесь для человечества величественную трапезу, как царь при воцарении своем устраивает трапезу для своих подданных. Затем Господь снимет покрывало с очей людей и уничтожит исконного врага человечества - смерть, а равно и все печали. //На горе сей.// Здесь разумеется гора Сион, но Сион - будущий или Церковь Христова, куда будут иметь доступ все народы. //Трапезу из тучных яств.// Эта трапеза или пиршество, очевидно, будет устроена Всевышним по случаю Его воцарения над всем человечеством (ср. [[old:is:24:23|Ис. 24:23]]). То обстоятельство, что трапезующим будет предложен и //тук// (жирные части животного), который по закону Моисеву запрещалось вкушать приносителю жертвы [[old:lev:07:24|(Лев. 7:24-25)]], служит предуказанием на установление в Новом Царстве Божием таинства Святой Евхаристии, в котором Спаситель предлагает верующим Свое Тело и Кровь. [Гораздо больше основания видеть указание на Евхаристию в Славянском переводе с 70-и: И сотворит Господь Саваоф всем языком: на горе сей испиют радость, испиют вино, И помажутся миром на горе сей: предаждь сия вся языком: той бо совет на вся языки. //Прим. ред.//] //**Толковая Библия.**// [<10>]