[<10>] ====== Толкование на Ис. 25:8 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь** В Ветхом Завете укус смерти горек. Поэтому сказано: //Смерть усилилась и поглотила.// В Новом Завете сладок укус жизни, которая поглотила смерть. Поэтому апостол говорит: //Поглощена смерть победою. Смерть! где твоя победа? Смерть, где твое жало// [[new:1kor:15:54|(1 Кор. 15:54-55)]]. Моисей, разгневанный возмутительностью того деяния, разбил скрижали, сокрушил главу золотого тельца и обратил его в прах, чтобы истребить все следы нечестия. Ибо первые скрижали были разбиты для того, чтобы были подготовлены вторые, благодаря которым через проповедь Евангелия исчезло поверженное вероломство. Так Моисей уничтожил ту египетскую гордыню и подавил властью вечного закона возвышающее себя величие. Поэтому и Давид говорит: //И Господь сокрушит кедры ливанские и сокрушит их подобно тельцу Ливана// [[old:ps:028:05|(Пс. 28:5-6)]]. Поэтому поглотил народ всё вероломство и гордыню, дабы его не поглотило нечестие и надменность. Ибо лучше, чтобы каждый господствовал над своей плотью и ее пороками, чтобы не сказали о нем, что его поглотила могучая смерть, но скорее сказали бы: //Поглощена смерть победою// [[new:1kor:15:54|(1 Кор. 15:54)]]. //**Послания.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь** Вечный покой предстоит тем, кто в здешней жизни подвизался; покой, не по заслугам дел воздаваемый, а по благодати великодаровитого Бога даруемый уповавшим на Него. Потом, не говоря еще о тамошних благах, но возвещая, как освободился от мирских тревог, благодарит за это Освободителя душ, Который избавил его от многоразличного и тяжкого рабства страстям. Как же это? Так как //Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения// [[old:ps:114:08|(Пс. 114:8)]]. Через сравнение с нынешним состоянием изображает будущий покой. Здесь, говорит он, //объяли меня болезни смертные// [[old:ps:114:03|(Пс. 114:3)]], а там Бог изымет душу мою от смерти. Здесь очи от скорби проливают слезы, а там уже нет слез, которые бы помрачали зеницы у веселящихся созерцанием красоты славы Божией. **Ибо отрет Господь Бог слезы со всех лиц.** //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь** Весьма благовременно и необходимо к проповеди о таинстве присоединено слово и о воскресении мертвых. Посему и во время святого Крещения, произнося исповедание веры, мы выражаем ожидание и воскресения тела и так веруем. Смерть возобладала над праотцем Адамом за преступление заповеди и, нападая, подобно некоему свирепому и жестокому зверю, похищала людей, поэтому плач, вопли,слезы и скорбь по умершим владычествовали среди живущих на земле. Но во Христе все это прекратилось, ибо Он в третий день восстал из мертвых, поправши смерть и сделавшись для природы человеческой путем к избавлению от тления. Он стал //первенцем из мертвых и начатком из усопших// [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]]; за //начатком// же и //первенцем,// несомненно, последует то, что после него, то есть мы. Поэтому скорбь превратилась в радость и разодрано было вретище, мы же опоясались богорадованной радостью, чтобы, радуясь, говорить: //Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?// [[new:1kor:15:55|(1 Кор. 15:55)]]. //Жало же смерти,// - говорит, - //грех// [[new:1kor:15:56|(1 Кор. 15:56)]]. Итак, отнята всякая слеза. Ибо, веруя, что Христос непременно воскресит мертвых, мы не утопаем в слезах о них и не предаемся неумеренной скорби, //как прочие, не имеющие надежды// [[new:1sol:04:13|(1 Фес. 4:13)]]. //Поношением же народа// пророк, вероятно, называет саму смерть как имеющую началом своего возникновения среди нас преступление или же, может быть, - грех, чрез который вошло в мир тление и сила смерти возобладала над живущими на земле. //**Комментарий на пророка Исаию.**// ---- И поскольку Святая Дева по плоти родила Бога, соединившегося с плотью в единую ипостась, поэтому мы и говорим, что Она есть Богородица, не в том, впрочем, смысле, что естество Слова имеет начало бытия от плоти (ибо в //начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог// [[new:in:01:01|(Ин. 1:1)]], и Само Оно есть творец веков, совечно Отцу и создатель всего), но потому, что Слово, как мы уже прежде говорили, приняв человеческое естество в личное с собою единение, претерпело плотское рождение из Ее ложесн, не потому, опять-таки, что ради собственного естества имело необходимость во временном рождении в последние времена мира, но для того, чтобы благословить самое начало бытия, чтобы с рождением Его, соединившегося с плотью, от женщины прекратилась клятва над всем человеческим родом, предающая земные наши тела смерти, чтобы с упразднением чрез Него приговора: //В болезни будешь рождать детей// [[old:gen:03:16|(Быт. 3:16)]], оправдалось сказанное у пророка: **Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.** //**Послания.**// ---- **Пожре смерть возмогши, и паки отъят Господь Бог всякую слезу от всякаго лица: поношение людей отъят от всея земли, уста бо Господня глаголаша сия** Весьма благовременно и необходимо к проповеди о таинстве присоединено слово и о воскресении мертвых. Посему и во время святого крещения, произнося исповедание веры, мы выражаем ожидание и воскресения тела и так веруем. **Смерть** возобладала над праотцем Адамом за преступление (заповеди) и, нападая, подобно некоему свирепому и жестокому зверю, похищала (людей); потому плач, вопли, слезы и скорбь по умерших владычествовали среди живущих на земле. Но во Христе (все это) прекратилось; ибо Он в третий день восстал из мертвых, поправши смерть, и сделавшись для природы человеческой путем к избавлению от тления. Он стал первенцем из мертвых и начатком из усопших; за начатком же, и первым несомненно последует, то, что после него, то есть, мы. Посему, скорбь превратилась в радость и разодрано было вретище, мы же опоясались богодарованною радостью, чтобы радуясь говорить: //где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?// [[new:1kor:15:55|(1 Кор. 15:55)]]. Жало же смерти, говорит, есть грех. Итак, отнята всякая слеза. Ибо веруя, что Христос непременно воскресит мертвых, мы не утопаем в слезах об них; и не предаемся неумеренной скорби, //якоже и прочии не имущии упования// [[new:1sol:04:13|(1 Сол. 4:13)]]. Поношением же людей (пророк) вероятно называет самую смерть, как имеющую началом своего возникновения среди нас преступление, – или же, может быть, грех, чрез который вошло (в мир) тление и сила смерти возобладала над живущими на земле. Но поелику тайна воскресения для многих, неудобоприемлема и естественно, что многие не верили в нее ради свойственного ей величия; то блаженный пророк присовокупил, что**уста Господня глаголаша сия**. А кто дерзнет утверждать, будто Бог может сказать, ложь и не в состоянии всецело привести в исполнение того, что Им предвозвещено. //Небо и земля//, говорит, //мимоидет, словеса же моя не мимоидут// [[new:mf:24:35|(Мф. 24:35)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь** **И пожерта будет смерть победою во век.** Этим пророк дает понять, что врачевством Жизни, то есть Христом Господом нашим, умерщвлена смерть, и смертью Христовой всем народам дано обетование истинного воскресения. **И отымет Господь Бог всякую слезу от всякаго лица** с истреблением Ассириян, **и отымется поношение людий Его,** то есть поношение, которое терпел народ Иудейский, слыша хулы, произносимые Рабсаком. **Уста бо Господня глаголаша сия**, Господь исполнит то, что сказал на Ассириян, и действительно исполнил вскоре, разрушив царство Ассирийское, но исполнит и в конце времен, когда сатану, князя века сего, изгонит вон и низринет в темницу на веки веков. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Августин ===== **Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь** Итак, когда апостол сказал: //Умом я служу закону Божию, а плотью - закону греха// [[new:rim:07:25|(Рим. 7:25)]], не предавая свои члены для совершения беззаконий, но лишь вожделея, однако при этом не подавая руки недозволенному вожделению; итак, когда сказал он: //Умом я служу закону Божию, а плотью - закону греха,// - он далее прибавил и сказал: //Потому нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе// [[new:rim:08:01|(Рим. 8:1)]]. Тем, кто пребывает во плоти, - осуждение; тем, кто пребывает во Христе Иисусе, - нет никакого осуждения. Чтобы не полагал ты, что это будет позднее, он прибавляет //ныне.// А позднее ожидай того, что не будет в тебе уже самого этого вожделения, с которым ты борешься, с которым сражаешься, с которым не соглашаешься, которое ты обуздываешь и укрощаешь; позднее ожидай, что и его не будет. Ведь если то, что борется с нами из-за нашего смертного тела, будет также и позднее, то ложными окажутся слова: //Смерть, где твое жало?// Потому мы знаем, что будет позднее. Ибо тогда сбудется написанное: //Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа ? Жало же смерти - грех, а сила греха - закон// [[new:1kor:15:55|(1 Кор. 15:55-56)]]. Сказано так, поскольку пожелание возникает от запрещения, а не изгоняется им. Закон дал силу греху, ведь закон лишь повелевает посредством буквы, но не помогает посредством Духа. //**Проповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь** //Смерть, Где твоя сила? Смерть, где твое, жало?// Изъясняя значение этого свидетельства, апостол прибавил: //Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!// [[new:1kor:15:56|(1 Кор. 15:56-57)]]. Таким образом, то, что он изъяснял в отношении к воскресению Господа, мы не можем и не осмеливаемся иначе истолковать. Можно под //смертью и адом// понимать также дьявола, который был умерщвлен смертью Христа, и о котором Исаия говорит: **Поглощена будет смерть навеки,** и вслед за тем: **и отрет Господь Бог слезы со всех лиц.** Под двумя братьями, разделенными через смерть, некоторые, соответственно истории того времени, понимают Израиль и Иуду, имея в виду, что прообразованное тогда отчасти теперь вполне уразумевается, и что Израиль и Иуда будет освобожден и искуплен вместе со всем родом человеческим. //**Комментарии на Малых пророков.**// ----- См. Толкование на [[old:is:25:06#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 25:6]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Лопухин А.П.===== **Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь** //Поглощена будет смерть.// Исполнение этого пророчества должно совершиться в прославленном царстве Христовом, после всеобщего воскресения, как объясняет Апостол Павел [[new:1kor:15:54|(1 Кор. 15:54)]]. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:25:06#lopuxin_ap|Ис. 25:6]] [<10>]