[<10>] ====== Толкование на Ис. 26:9 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде** **От нощи утреневать к Богу** значит нечто подобное следующему. Когда станет проходить ночь, а день приблизится, и мы, //яко во дни,// начнем ходить //благообразно, отложив дела темная, козлогласования и пиянства, любодеяния и студодеяния// (ср.: [[new:rim:13:12|Рим. 13:12-13]]), тогда можем сказать: **От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже**. А что значит сделать в себе утро, Пророк дает разуметь присовокупленными словами. Он говорит: **зане свет повеления Твоя на земли**. Ибо свет - те повеления, которыми рассевается тьма неведения, почему и// заповедь Господня светла, просвещающая очи// [[old:ps:018:09|(Пс. 18:9)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде** //Ночь// - это жизнь века сего, в которой пока мы находимся. Из-за того, что мы созерцаем внутренним взором, мы пребываем во мраке - вследствие того, что образ затуманен. Ведь пророк понимал, что он неким туманом понуждается к видению Господа, говоря: **Душой моею я стремился к тебе в ночи.** Как если бы сказал: «В этом мраке жизни настоящей желаю тебя видеть, но до сих пор я окружен зыбким облаком». //**Нравственные размышления на Книгу Иова.**// ---- Этой любовью пылает всякий, кто смог прикоснуться к истине. Ведь поэтому говорит Давид: //Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие// [[old:ps:041:03|(Пс. 41:3)]]! Поэтому нас увещевает, говоря: //Ищите лица Его всегда// [[old:ps:104:04|(Пс. 104:4)]]. Поэтому пророк говорит: **Душою моей я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра.** Поэтому опять Церковь говорит в Песне песней: //Я изнемогаю от любви// [[old:pp:02:05|(Песн. 2:5)]]. Справедливо, конечно, чтобы благодаря явлению врача достигла спасения та, которая через жар ее желания рану любви несет в груди. Поэтому снова говорит: //Души во мне не стало, когда он говорил.// Ведь ум человека, не ищущего образ своего Творца, очень груб, потому что в себе самом остается холодным. Но если начал уже гореть желанием следовать за Тем, Кого любит, бежит, тая, через огонь любви. Становится встревоженным от желания, обесценивается в миру всё, что нравилось, нет ничего, чего хотелось бы, кроме Создателя, и то, что прежде услаждало душу, становится впоследствии весьма обременительным. Ничего не утешает его печаль, и он не смотрит на того, кого до сих пор желал. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде** Но вот, как я сказал, пропоет петух, и тотчас приходит настоятель и... встав, они тотчас становятся в ряд и с великим согласием и мелодической стройностью поют пророческие гимны. Ни гусли, ни свирели, ни иной какой-либо музыкальный инструмент не издает такого звука, какой можно слышать в глубокой тишине и в пустыне, когда поют эти святые люди. И сами эти песни плодотворны и исполнены любви к Богу. //Во время ночи,// - говорится, - //воздвигните руки ваши к// Богу [[old:ps:133:01|(Пс. 133:1-2)]]; и опять: **Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо суды Твои совершаются на земле.** //**Гомилии на 1-е послание к Тимофею.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде** Поэтому, как я уже сказал, читая божественные Писания и внимая им, вы должны стремиться к тому, чтобы - где бы вы ни были, дома или в каком- либо ином месте, - вы могли рассуждать о них и наставлять других; чтобы, пережевывая слово усердным размышлением, словно благородные животные, вы могли извлечь оттуда ценную влагу, то есть духовное разумение, и с Божией помощью уделить ее другим; так, чтобы исполнилось через вас написанное: //Чаша Твоя насыщающая сколь преславна// [[old:ps:022:05|(Пс. 22:5)]]. Дабы исполнилось и то, к чему побуждает и наставляет блаженный апостол: //Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию// [[new:1kor:10:31|(1 Кор. 10:31)]]. Если тому не препятствует недуг, поститесь ежедневно. Настойчиво и ревностно предавайтесь бдению, ибо написано: //Ночью дух мой бодрствует пред Тобою, Боже,// а также: //Рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою// [[old:ps:005:03|(Пс. 5:3)]], и еще: //В полночь вставал славословить Тебя// [[old:ps:118:062|(Пс. 118:62)]]. К тому же нас побуждает и наставляет наш Господь и Спаситель в Евангелии: //Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение// [[new:mf:26:41|(Мф. 26:41)]]. //**Проповеди.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли** **Ночью** называет время прежде вочеловечения Господа, утром же пророческое предведение, а **светом** истинным евангелие Солнца правды – Христа, которому повелено быть изучаемым повсюду на земле. Научиться ему, говорит, нельзя от природы, как мы научаемся смотреть или ходить, но для этого необходимы прилежание и старание. Кто же не изучил его, тот изъят будет из среды живых и не увидит славы Христа. Те, которые говорят: //уповахом на имя Твое, и память, еяже желает душа наша// [[old:is:26:08|(Ис. 26:8)]], необходимо присовокупляют и это. Ибо водворивши в своем уме божественный свет и изгнавши (из него) тьму древнего заблуждения, и видя исчезнувшим мрак греха, они воссылают благодарственные песни, говоря, что они **утренюют** как бы от **нощи** и тьмы, потому что в них наступает как бы духовный день и в сердцах их воссияла наконец денница, как написано. Таковым и божественный Павел пишет в послании и говорит: //бесте иногда тма, нынеже свет о Господе// [[new:ef:05:08|(Еф. 5:8)]], и в другом месте: //несмы нощи, ниже тмы, но сынове света и сынове дне// [[new:1sol:05:05|(1 Сол. 5:5)]]. Ибо ум верующих просвещается евангельскими заповедями. Посему то и божественный Давид как бы Господу нашему Иисусу Христу говорит: //светилник ногама моима закон Твой и свет стезям моим// [[old:ps:118:105|(Пс. 118:105)]]. Закон, данный чрез премудрого Моисея, отягчен был как бы некоторым мраком и приосенением, говорю, буквы; в евангельской же проповеди красота истины является открытою и ясною и наподобие вливающегося света просвещает ум в душах благочестивых. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Никита Ремезианский ===== **Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде** Время требует, возлюбленные, чтобы мы поговорили немного о значении, важности и пользе бодрствования. Поистине, любой труд легче взять на себя, если прежде поставить себе на вид пользу этого труда. Подвиг бодрствования весьма важен; он есть благо, близкое всем святым. Вот и пророк Исаия взывает к Господу: **В ночи бодрствует мой дух к Тебе, Боже, ибо заповеди Твои - свет на земле.** //**О трезвении святых Божиих.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **От нощи утренюет дух мой к тебе, Боже, зане свет повеления твоя на земли: правде научитеся, живущии на земли** На слова: **правде научитеся, живущии** К тем, которые открыто выражаются величественно и величают Божественное, а в тайне делают тому противное, как многомудрствующие на словах, а не на деле, велегласный Исаия взывает: //научитеся добро творити// [[old:is:01:17|(Ис. 1:17)]], //живущии на земли//: //преста бо нечестивый// [[old:is:26:09|(Ис. 26:9-10)]]. Пророческими очами видел он превысшее всякого слова пришествие Спасителя во плоти, которое приобрело человеческому роду тьмочисленные и превышающие всякое удивление блага, а мучителя привело в бессилие. И взывал: "Научитесь творить правду; мучитель перестал нападать на всякого мужа и на всякую жену. Все теперь в безопасности, кроме тех, которые сами себя добровольно предают и подвергают его прелести; потому что он может обольщать, а не овладевать насильно". **//Письма.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **От нощи утренюет дух мой к тебе, Боже, зане свет повеления твоя на земли: правде научитеся, живущии на земли** **От нощи утренюет дух мой**. Сильное желание прийти к Тебе возбуждает меня от сна; глубоко лежащее в душе моей упование влечет меня пред лице Твое и, еще до наступления дня, во мраке ночи, устремился я к Тебе, Тебя имел в уме своем и умолял Тебя соделать со мною, что всегда творишь Ты сонму праведников Твоих. **Ибо по судам Твоим на земли поучаются правде Твоей живущий на земли**. Это согласно с тем, чему Дух Божий учит в книге Псалмов: //Знаемь есть Господь судьбы творяй// [[old:ps:009:17|(Пс. 9:17)]]. Пророк выражает этим, что, видя отмщение, какое Господь сотворил Ассириянам в земле нашей, обитающие на земле познают, как праведно наказание Твое.// Ибо Ты праведен и Бог не хотяй беззакония. Ты еси// [[old:ps:005:05|(Пс. 5:5)]]. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде** См. Толкование на [[old:is:26:07#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 26:7]] ===== Лопухин А.П.===== **Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде** //Душою и духом,// т. е. всем своим внутренним существом. //Я стремился.// Пророк начинает говорить в единственном числе, чтобы показать, что желание это свойственно, по преимуществу, //ему лично.// Он пережил так много несправедливостей со стороны людей, и кому же, как не ему, приходилось так часто желать скорейшего выступления Бога, как Судии людей! //Живущие в мире научаются правде.// Однако в этом желании пророка не сказывалось чего-либо в роде обыкновенной человеческой мстительности. Пророк так пламенно ожидал судов Божиих потому, что надеялся, что раз эти суды постигнут землю, - люди научатся праведности. См. также Толкование на [[old:is:26:07#lopuxin_ap|Ис. 26:7]] //**Толковая Библия.**// [<10>]