[<10>] ====== Толкование на Ис. 26:11 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих** Знаю это //оружие очищенное,// сей //упивающийся меч на небесах// [[old:is:34:05|(Ис. 34:5)]], которому повелено сечь, изничтожать, лишая детей, не миловать ни плоти, ни мозгов, ни костей. Знаю, что Бесстрастный - //как лишенная детей медведица и как рысь, встречающаяся на пути ассирийцев// [[old:os:13:07|(Ос. 13:7-8)]], не древних только, но и всякого, кто ныне ассириец беззаконием; и что нельзя убежать от крепости и скорости гнева Его, когда Он бодрствует пред нашими нечестиями, и когда врагов Его преследует ревность, готовая //пожрать противников// [[new:evr:10:27|(Евр. 10:27)]]. //**На молчание отца.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **Господи, высока Твоя мышца, и не ведеша, разумевше же постыдятся: ревность приимет люди ненаказанныя, и ныне огнь супостаты пояст** В то время как Бог, что дается видеть в сейчас сказанных нам словах, делает угрозу людям, которые не научаются правде и не творят истины, пророк обращается к напоминанию о неведении и вместе непокорности Израиля. Ибо Творец всяческих, Бог Слово, всесильная Десница Отца, чрез Которого все пришло в бытие, Сущий в образе и подобии Отца, снизошел до добровольного истощания и смирил Себя, по написанному, сделавшись человеком, дабы оправдать живущих на земле, то есть чрез веру в Него Самого, и совершил неизреченные дела и чрез величие дел давал познавать, что Он – Бог и из Бога по естеству, говоря: //аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте// [[new:in:10:37|(Ин. 10:37)]]. Но они, будучи очевидцами и столь чудесных дел Его и непосредственными слушателями слов Его, остались упорными и непреклонными и даже, напротив, имели необузданный язык; они дерзали, нечестивствуя, называть Его самарянином и винопийцей, и сыном плотника, и другими еще более ненавистными именами. Посему пророк, предузнавший все это при озарении Духа, обращается с сими словами к небесному Отцу и Богу и говорит: **Господи, высока мышца Твоя, и не ведеши**: ибо по достоинству собственного своего превосходства и как бы в божественной славе Он велик и высок и подлинно есть всесильная мышца Отца, то есть Бог Слово, чрез Которого все произошло. Когда же Он явился во плоти, не познали Его славы, но, говорит, **постыдились**, подразумевается – когда узнают, что Он есть животворящее Слово Бога. Каким же образом узнают, если они сами умертвили начальника спасения и отвергли Святого Израилева, как говорит божественный Петр [[new:act:03:14|(Деян. 3:14-15)]]. Но когда Христос, расторгши узы смерти, воскрес из мертвых в третий день, и когда об этом узнали в особенности начальники иудейские: когда-то они и постыдились, и убоявшись, как бы тайна воскресения не сделалась известною всем, //сребреники довольны, даша воином//, как написано [[new:mf:28:12|(Мф. 28:12)]], дабы говорили, //яко ученицы его нощию пришедше украдоша его// [[new:mf:28:13|(Мф. 28:13)]]. Постыдятся же и другим образом: ибо когда увидят Его при кончине века грядущего во славе Отца с ангелами, тогда почувствуют и бесконечный стыд, потому что хотя они и были сынами брачными ради отцов, ибо им принадлежат обетование и законоположение и завет, однако посланы будут во тьму кромешную. Посему, справедливо называет их народом необузданным и говорит, что **ревность обымет их и огонь пояст противников**. Ибо, когда они стали отверженными и лишились надежды на Христа и оказались чуждыми обетований, и когда приняты были язычники, тогда-то они, несчастные, были мучимы ревностью и как бы истребляемы огнем, очевидно, зависти. Нечто подобное написано и в песнях (псаломских) о потомках Израиля, (именно) – что они возревновали Меня не к богам и огорчили Меня среди идолов своих; и Я возревную их не к народу; в народе неразумном возбужду гнев против них. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих** **Высока Твоя мышца, и не видеша.** Не видят руки, наказавшей Ассириян. Но и те, которые не видят спасения народа Иудейского, **увидят и устыдятся**... //ревности народа,// то есть те немногие, которые останутся, увидят любовь и ревность Божию к народу Своему и постыдятся идолов своих, не оказавших им никакой помощи. **Как огнь истребишь супостатов Твоих**. Истребишь тех, которые прогневали величие Твое и хулой уст своих возжгли против себя огнь гнева Твоего. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Господи, да превознесется рука Твоя, и да не видят: да видят, и да смятется ревность народа, и огонь врагов твоих да пожрет** Сказанное Им выше: //и не увидит славы Господа//, можно так понимать: Ты, пророк, требуешь, чтобы Я не был милостив к нечестивому, чтобы, если Я помилую его, не сделался разумеющим правды поступавший нечестиво на земле святых; Я тебе отвечаю: итак //не увидит славы Господа//? Итак не будет созерцать торжеств Моих тот, который наиболее должен бы видеть Меня царствующим, чтобы знать, сколь великого блага он лишается? Это следует читать для большей выразительности, в смысле вопроса. На это пророк отвечал: Господи, высоко да поднимется рука Твоя, и да прострется для поражения, чтобы нечестивые не видели Тебя, и чтобы они даже и для раскаяния не пользовались светом Твоей славы. Господь сказал ему в ответ: Лучше пусть видит и смятутся, — или ревность народа, или ревнители народа, — и пусть огонь пожрет и истребит врагов твоих, то есть врагов святых народа. Огонь же разумеется раскаяния, который будет мучить сердца их за то, что они умертвили такого Господа. Можно это разуметь и по отношению к Иудеям, которые не узнали Христа, мышцу Господню [[old:is:53:01|(Ис. 53:1]]; [[new:in:12:37|Ин. 12:37-38)]], и когда увидят и узнают Того, Которого пригвоздили ко кресту, то смятутся. Непросвещенный и незнающий закона Божия народ тогда возбужден будет жалом ревности, когда увидит, что язычники заняли его место, и тогда будет съедаем огнем раскаяния, или болью наказания, когда услышит написанное: //идите во огнь вечный, уготованный диаволу и стелам его// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Блж. Августин ===== **Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих** Обрати внимание, что у ревности два порождения: совершенная любовь и совершенная ненависть. Как говорит в добрую сторону: //ибо ревность по доме Твоем снедает меня// [[old:ps:028:10|(Пс. 28:10)]], так говорит и наоборот: **Ревность овладеет народом ненаученным, и ныне огнь врагов поест.** //**О граде Божьем.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих** Пришествию Господа предшествовал огонь, когда сердца неверных от предсказаний пророков встрепенулись так, что, воспламенившись огнем ярости, обратились к убийству предсказывающих. Итак, речь идет о том самом огне, который будет предшествовать Господу, но этот огонь истребит, скорее, виновников своего возникновения, как говорит пророк Исаия: **И ныне огонь истребит противников.** Следуют слова: //Воспламенит вокруг недругов Его.// Слово //воспламенит// (как мы сказали) намекает также и на то негодование и внезапный гнев души, который во время оно охватывал врагов святой Церкви. Под словом //вокруг// мы должны понимать //отовсюду,// ибо при малом количестве проповедников было неисчислимое множество окружавших их противников. //**Изъяснение Псалмов.**// ===== Лопухин А.П.===== **Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих** Пророк замечает приближение великих событий, но другие люди ничего не видят. На это последнее обстоятельство пророк и жалуется Господу. "Твоя рука, - говорит он Господу, - была поднята для удара, но они этого не видят". Люди, следовательно, не обращают внимания на знамения [[new:mf:24:37|(Мф. 24:37-39)]]. Но они все-таки должны будут признать свою ошибку, когда наступят те события, какие предвещались особыми знамениями от Бога, и это приведет их в стыд. Огонь ревности Божией - ревности о народе Божием - пожрет этих людей, которые могли видеть опасность, но не хотели видеть. См. также Толкование на [[old:is:26:07#lopuxin_ap|Ис. 26:7 ]] //**Толковая Библия.**// [<10>]