[<10>] ====== Толкование на Ис. 26:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое** Сам Сын Божий как Слово есть Господь вселенной; мы же - прежде, нежели получили бытие, - изначала подлежали рабству тления и клятве законной, потом сами себе измыслив не-сущее, как говорит блаженный апостол, стали служить //богам, которые в существе не боги// [[new:gal:04:08|(Гал. 4:8)]], не познавали Бога истинного и несущее предпочитали истине; но напоследок, подобно тому как в древности восстенал народ обремененный в Египте, и мы, имея в себе насаженный закон, с неизглаголан- ными воздыханиями духа начали просить и говорить: **Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое,** - и Он стал нам как бы домом пристанища и Богом защитителем и таким образом сделался нашим Господом. //**Против ариан.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== **Господи Боже наш, стяжи ны: Господи, разве Тебе иного не вемы: имя Твое именуем** См. Толкование на [[old:is:26:12#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 26:12]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое** **Были над нами властители кроме Тебя,** то есть Ассирияне, которые хотели царствовать над нами вместо Бога нашего. **Но мы имя Твое именуем**, имя сокровенное, но являющее себя среди нас в знамениях, совершаемых из рода в род. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Господи Боже наш, овладели нами владыки без Тебя: только в Тебе будем воспоминать имя Твое** Мы просим помилования и мира, который должен быть дан после всего, потому что нами без Тебя овладели владыки, то есть, идолы, или присущие идолам бесы, и ничего другого не домогаемся, кроме того, чтобы после очень многих заблуждений быть достойными воспоминать имя Твое. По LXX, которые сказали: //Господи Боже, стяжи нас//, просят того, чтобы по возвращении им мира им сделаться стяжанием Божиим. Это именно читаем мы и о Премудрости, Которая, по Еврейскому тексту, говорит в Притчах: //Господь стяжа Мя начало путей Своих// [[old:pr:08:22|(Притч. 8:22)]], хотя в некоторых списках вместо //стяжания// неправильно стоит //создание//, неправильно уже потому, что потом следует: //прежде же всех холмов рождает Мя// [[old:pr:08:25|(Притч. 8:25)]]. Ибо каким образом с созданием может быть соединено рождение, которое более прилично стяжанию? Во Второзаконии написано: не сам ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя [[old:vtor:32:06|(Втор. 32:6)]]? И должно обратить внимание на то, что он не сказал: Господь, или Бог, //стяжал тебя, и сотворил тебя, и создал тебя//, но //Отец//, чтобы нежностию имени смягчить суровость власти. А слово:// Господи, вне Тебя другого не знаем//, не исключает Сына, но соединяет с Отцем, ибо не сказал: другого не знаем, но //вне Тебя другого не знаем//. Когда же Сын говорит: А//з во Отце, и Отец во Мне есть// [[new:in:14:10|(Ин. 14:10)]], то вне Отца мы не знаем Сына, потому что познаем Его в Отце. На конец мы именуем и имя Его, говори в "Молитве Господней": //Отче наш, Иже еси на небесех// [[new:mf:06:09|(Мф. 6:9)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Блж. Августин ===== **Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое** Поэтому тогда предаст Сын Царство Богу и Отцу, когда благодаря Ему Отец будет явно познан. Ибо Его Царство - те, в ком ныне царствует Он по вере. Ведь в одном смысле говорится о Царстве Христа сообразно власти Божества, по которой подчинено Ему целиком все творение, а в другом смысле Царством Его называется Церковь, в соответствии с отличительным свойством веры в Него, сообразно чему молится говорящий: //Господствуй над нами// (ведь ясно, что Он-то всегда обладает всем); согласно с этим сказано также и следующее: //Когда вы были рабами греха, то были свободны от праведности// [[new:rim:06:20|(Рим. 6:20)]]. Итак, Он упразднит всякое начальство и всякую власть и силу, чтобы никому созерцающему Отца через Сына не нужно было и не хотелось искать успокоения в каком-либо творении или в своей власти. //**О различных вопросах.**// ===== Лопухин А.П.===== Ст. 13-19 **Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое. Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них. Ты умножил народ, Господи, умножил народ, - прославил Себя, распространил все пределы земли. Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов** Пророк изображает людей, которые находятся во власти какой-то чуждой силы и не могут восхвалять Бога, ибо для этого нужно пребывать в Боге, быть тесно соединенным с Богом. Это - мертвые, которые, по общепринятому мнению, не могут снова вернуться к жизни, ибо Сам Бог уничтожил их. Это царство смерти распространяется все более и более. Но и в мертвых не совсем погасла жажда спасения: они ищут Господа и шлют к Нему свои моления. Да, в царстве мертвых заметны усилия опять вернуться к жизни, - усилия такие же мучительные, как мука рождающей женщины, но результатов от этих усилий нет никаких. Тем не менее надежда мертвых не напрасна. По крайней мере, мертвецы Господни снова восстанут к жизни под действием чудотворной Божественной силы. В настоящей форме существования все люди: и злые и добрые, подчинены силе зла. Они живут под разнообразными греховными влияниями. Особенно же тяжело сказывается на них сила смерти и болезней. Это и есть другие владыки, каких имеет в виду пророк (ср. [[new:rim:08:18|Рим. 8:18]] и сл.). Таков смысл //первой// половины стиха. Во //второй// половине пророк указывает на ненормальность вышеуказанного порядка вещей. Всякая тварь должна славить имя своего Творца (Пс. [[old:ps:018:start|18]]-й, [[old:ps:019:start|19]]-й [[old:ps:103:start|103]]-й и др.), а для этого необходимо, чтобы она находилась под властью и на служении у своего Господа и Творца, чтобы она пребывала в //Нем//. Но это невозможно, пока она находится во власти другого владыки, под державою смерти (ср. [[old:ps:006:06|Пс. 6:6]]). Итак, пророк здесь вводит нас в ту область, о которой далее говорит подробнее, - в область, обитатели которой служат не Богу, а другому владыке, и не могут славить имя Божие. //**Толковая Библия.**// [<10>]