[<10>] ====== Толкование на Ис. 26:20 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 20-21 **Идите, людие мои, внидите во храмину вашу, затворите двери своя, укрыйтеся мало елико елико, дóндеже мимоидет гнев Господень. Се бо Господь от святаго места наводит гнев на живущия на земли, и открыет земля кровь свою, и не покрыет избиеных** В сих словах представляется нам Бог, приготовляющий ум святых к терпению скорбей, поелику и потомки Израиля и распространяющие дух спасения по всей вселенной, то есть, совершающие проповедь Евангельского слова, имели подвергнуться страшным и нестерпимым испытаниям и подвергнуться опасности самых мучений и смерти: то Он весьма уместно убеждает их вести себя мужественно но время таких (страданий), говоря: **идите людие мои, внидите в храмину вашу. Храминой** же весьма мудро и хорошо называет, вероятно, гробы, находящиеся в земле: и подобно как для действительно сокрытых в них запирает двери и удерживает их там на короткое время, пока минует гнев Господа. Ибо сказано было начальнику рода (человеческого), то есть Адаму: земля еси, и в землю отъидеши, и природа человека за преступление была проклята, почему подверглась тлению. Но прекратятся и последствия гнева Божественного, и это окончательно исполнится во время кончины, когда будет уничтожена смерть, разрушено владычество диавола и истреблен грех. Посему **укрыйтеся**, говорит, **людие мои**, потерпите немного и самое малое время, пока смерть, последствие гнева божественного, не **мимоидет** и не наступит время всеобщего воскресения. Хотя ты, говорит, может быть, и подвергнешься смерти, когда обрушится злоба ненавидящих даже и на святых тайноводителей; но Господь всяческих подвергнет наказанию тех, которые убили святых; потому что **Господь от святого места наводит гнев на живущих на земли**. Это подобно сказанному (в Писании): //и одожди Господь от Господа на Содом огнь и жупел// [[old:gen:19:24|(Быт. 19:24)]]. Итак, Сын от Святого Духа (?) сотворил **гнев на живущих на земле**, как Сам Он негде сказал: //Отец не судит никому же, но суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца// [[new:in:05:22|(Ин. 5:22-23)]]. Когда же настанет время, в которое постигнет **гнев** поступавших нечестиво с освященными, тогда **открыет земля кровь свою и не скроет убиенных**, то есть, вся кровь, которая пролилась в землю, будет видна и никто из обиженных не скроется, или не останется в неизвестности. Ибо Творец всяческих вспомнит обо всех и не будет совершенно ни одного из неправедно убиенных, кто остался бы неизвестным и о ком бы не вспомнил Бог. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Сщмч. Климент Римский ===== **Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев** Все роды от Адама до сего дня миновали, но усовершившиеся в любви по благодати Божией находятся в месте благочестивых. Они откроются с пришествием царства Христа. Ибо написано: **войди на некоторое время в покои, доколе не пройдет гнев и негодование Мое, и вспомню о дне добром, и воскрешу вас от гробов ваших**[[old:is:26:20| (Ис. 26:20;]] [[old:iez:37:12|Иез. 37:12-13)]]. //**7-е послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев** **Идите, людие Мои, внидите во храмину вашу.** Своими людьми Бог называет Иудеев. **Укрыйтеся мало елико елико, дондеже мимоидет гнев Господень**, то есть или мимо идет войско Ассирийское, которое есть орудие гнева Господня, или пройдет время скорбей, предопределенное сынам гнева. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев** См. Толкование на [[old:is:26:19#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 26:19]] //**Комментарии на малых пророков.**// ----- Ст. 20-21 Выше пророк сказал о святых: //воскреснут мертвые, и возстанут находящиеся в гробах, ибо роса от Тебя есть здравие их//, и, напротив, о нечестивых: //земля же нечестивых падет//; ныне он говорит святым: поелику вам обещано воскресение, то пока гнев Божий будет свирепствовать против грешников и нечестивых, войдите в гробы ваши и скройте себя, ибо кратко время, пока пройдет негодование Божие. Господь как бы выходит из места Своего, когда Он, милосердный и сострадательный Господь и любвеобильнейший Отец, вынужден бывает поражать нерадивых детей и некоторым образом измениться в своем расположении, чтобы наслать посещение и навести гнев Свой на жителей земли, о которых говорится у Осии: «//клятва, и лож, и прелюбодейство, и воровство излились на жителей земли//» [[old:os:04:02|(Ос. 4:2)]], и в Апокалипсисе троекратно читаем: горе живущим на земли [[new:otkr:08:13|(Апок. 8:13)]]. Но праведники, могущие говорить: //я пришлец и странник на земле, как и все отцы мои// [[old:ps:038:13|(Пс. 38:13)]], и наслаждающиеся жилищем Вышняго, о которых святый говорит: //живый в помощи Вышняго в крове Бога небеснаго водворится// [[old:ps:090:01|(Пс. 90:1)]], хотя видимы на земле, однако жительство их на небесах [[new:fil:03:20|(Фил. 3:20)]]. Тогда земля откроет кровь свою, о которой Бог говоритъ Каину:// глас крове брата твоего вопит ко Мне от земли, яже разверзе уста своя, прияти кровь брата твоего от руки твоея// [[old:gen:04:10|(Быт. 4:10-11)]]. Можно и это разуметь по отношению к мученикам, которые за Христа пролили кровь и под жертвенником Божиим вопиют: //доколе Владыко святый и истинный не судииши не мстиши крови нашей от живущих на земли// [[new:otkr:08:13|(Апок. 6:10)]]? О них и Моисей говорит в песни: //кровь сынов Своих отмщает и отмстит и воздаст месть врагом// [[old:vtor:32:43|(Втор. 32:43)]]. Земля, принявшая эту кровь, откроет оную и не скроет убиенных Господних, но обнаружит их пред всеми, для осуждения убийц учеников. Это пусть разумеется по отношению к простому воскресению. В таинственном же смысле повелевается народу Божию войти в свои покои или хранилища, ибо τ α μ ε ία означает то и другое, затворить, по Евангельской заповеди, дверь своей комнаты [[new:mf:06:06|(Мф. 6:6)]] и говорить с пророком: //положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих// [[old:ps:140:03|(Пс. 140:3)]], и укрыться на малое, очень малое время, пока пройдет гнев Господень, так, чтобы ничего не делать для славы, но наслаждаться благом совести и ожидать единого Судию — Бога. Хранилища же, которые обогатившимися делами и словами [[new:1kor:01:05|(1 Кор. 1:5)]] должны быть заперты и скрыты, чтобы левая рука не знала, что делает правая, для того, чтобы мы наслаждались сокровищами Закона и Пророков и Евангелия, суть благоразумие, воздержность, твердость, праведность. А что все дни нашей жизни кратки и малы, об этом Иаков, имея более ста лет, говорит: //малы и злы быта дние лет жития моего// [[old:gen:47:09|(Быт. 47:9)]]. Гнев же Господень, имеющий пройти, есть тот , который собирают себе не желающие принести покаяние; после того как он пройдет, хранилища не будут уже заперты, но исполнится написанное: //ничтоже покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется// [[new:lk:12:02|(Лук. 12:2)]]. А слова: //ибо вот Господь от святаго наведет гнев Сбой, означают то, что гнев Божий начнется со святых// [[new:1pet:04:17|(1 Петр. 4:17)]], или что всякое мщение Его праведно и свято, исходя не из взволнованного состояния духа, как обыкновенно бывает у людей, но из желания исправления. Земля же жителей, я думаю, есть та, о которой написано: //да слышит земля глаголы уст моих// [[old:vtor:32:02|(Втор. 32:1)]], и: //внуши земле// [[old:is:01:02|(Ис. 1:2)]], и опять: //земле, земле, земле, слыши слово Господне// [[old:ier:29:22|(Иер. 29:22)]]. Ибо как обитающие на земле, так и сущий в плоти Богу угодити не могут [[new:rim:08:08|(Рим. 8:8)]]. Земля же в этом месте означает душу, которая живет плотски. И откроет она кровь свою, если соблазнила кого либо, и заслуживает вместе с Каином услышать: //глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли, яже разверзе уста своя, прияти кровь брата твоего// [[old:gen:04:10|(Быт. 4:10-11)]]. И так всякая кровь в день суда взыщется, и земля не скроет крови своей, и убиеных, которых убила, или с намерением, или по небрежности, обнаружит пред всеми. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Блж. Августин ===== **Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев** Есть две вещи, которые позволяют надеяться на блаженство праведных и конец всякой скорби, - это смерть и воскресение мертвых. В смерти даруется тот покой, о котором говорится через пророка: **Пойди, народ мой, войди в покой твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев Господень;** в воскресении же - совершенная радость для всего человека в целом, то есть из плоти и духа. Отсюда и произошло, что сочли подобающим отмечать эти две вещи не трудом поста, но скорее - радостью из-за обновления. //**Послания.**// ===== Тертуллиан ===== **Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев** Если мы читаем: **Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои... доколе не пройдет гнев,** - то кладовыми будут гробницы, в которых на короткое время упокоятся те самые, кто в конце века умрут от насилия антихриста. Или почему он охотнее воспользовался словом кладовые, а не словом, обозначающим другое какое-либо место хранения, если не потому, что в кладовых хранится соленое и назначенное к употреблению мясо, которое оттуда в свое время должно быть взято? Ибо тела бальзамируются с ароматами для погребения и кладутся в мавзолеи и гробницы для того, чтобы выйти оттуда, когда повелит Господь. Если это так надлежит понимать (ибо какие же кладовые могли бы уберечь нас от гнева Божия, как места убежища?) и именно потому, что он говорит: **Доколе не пройдет гнев Мой,** который уничтожит антихриста, то этим он дает знать, что тело после гнева выйдет из гроба, в который оно было положено до гнева. Ибо из кладовых более ничего не выносится, кроме положенного в них, и воскресение совершится после уничтожения антихриста. //**О воскресении мертвых.**// ===== Лопухин А.П.===== Ст. 20-21 **Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих** Земля не только отдаст тела благочестивых людей. Она выведет на свет также все кровавые преступления, какие погребены в ее недрах. Это совпадет с днем страшного суда. На время его община воскресших должна сокрыться, чтобы потом, по его окончании, начать новую жизнь. Здесь пророк обращается уже к людям воскресшим. Так, по крайней мере, можно утверждать на основании Апокалипсиса, в котором различается первое и второе воскресение. После //первого// воскресения (праведных) совершится освобождение сатаны, который нападет на город Божий, а затем последует уже всеобщее воскресение (второе) и страшный последний суд [[new:otkr:20:start|(Откр. 20)]]. Куда должны укрыться на это время праведники, в какие //покои// - пророк не объясняет. [В Славянском переводе об этом говорится - //внидите во храмину вашу, затворите двери своя... дондеже мимоиде гнев Господень// - явное указание, что спастись от гнева Божия может лишь тот, кто ВОЙДЕТ В ХРАМ, то есть верующий. //Прим. ред.//] //Гнев//, о котором говорит пророк, очевидно, есть тот страшный суд, какой обрушится на сатану и всех нечестивцев [[new:otkr:20:09|(Откр. 20:9-15)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]