[<10>] ====== Толкование на Ис. 27:13 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== **И будет в той день, вострубят трубою великою, и приидут погубляемии в стране Ассирийстей, и погубляемии во Египте, и поклонятся Господеви на горе святей во Иерусалиме** Святые пророки имели обычай прикрывать свою речь некоторою темнотой, и поелику Израильтяне были весьма склонны к ярости, то они (пророки) избирали некоторый средний путь для выражения своих мыслей, так что объясняемое часто было неясно. Говоря: **в то время вострубят**, разумеет, как опять думаю, не другого кого, как тех же святых тайноводителей. **Вострубят** же не просто, но **трубою великою**, то есть как бы огласят евангельскою проповедью живущих на земле и возвестят им нечто великое и необычайное. Ибо поистине //во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их// [[old:ps:018:05|(Пс. 18:5)]]. **Трубу** употреблял некогда и великий Моисей, но не великую: поелику он имел слабый голос и был косноязычен, и сила проповеди закона простиралась только на одну страну иудейскую. Божественная же и спасительная проповедь протекает чрез всякий город и страну и как бы громом оглашает всю поднебесную. Нечто подобное написано и в книгах Моисея: //низшел Бог всяческих в виде огня на гору Синай; был же дым и град и воздух потемнел от глубокого мрака// [[old:ish:19:18|(Исх. 19:18)]], но и слышен был, говорит, сильный звук **трубы**. Потом он прибавляет к этому, говоря: //быша же гласи трубнии происходяще крепцы зело// [[old:ish:19:19|(Исх. 19:19)]]. Ибо в начале закон провозглашен был слабым голосом, но по прошествии некоторого времени раздались очень сильные звуки трубы. Итак, говорит, в то время **провозгласят**, то есть, евангельскую проповедь, **великою трубою**, собирая тех, которые заблуждались и были в разряде плененных и избавляя от древнего заблуждения уловленных сетями идолослужения: **приидут**, говорит, **погубляемии в стране Ассирийстей и погубляемии во Египте и поклонятся Господеви на горе святей во Иерусалиме**. Указал на две страны, говорю – **на Ассирийскую и Египетскую**, как на особенно преданные суеверию сравнительно с другими. Но те, которые погибли (было) в них, придут, говорит, призванные чрез веру, к познанию истинного Господа и Бога и поклонятся Ему не в капищах скверных, но **на святой горе**, то есть, в церкви, которую называет и Иерусалимом; **горою** же называет потому, что в церквах нет ничего низкого и презренного, но все отличается высокими и великими догматами; **Иерусалимом** же потому, что (Церковь) истинно есть созерцание мира. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме** **Вострубят трубою великою.** Трубой великой пророк называет добрую весть об окончании плена. Весть эта, по указу Кира как бы провозглашенная великой трубой, достигла слуха и Евреев, рассеянных в странах отдаленных. Ибо по разрушении города и храма, и пленении братий их, рассеялись они по всей вселенной. И не только Иудеи, но и Ассирияне и Египтяне и все языческие народы составили один верный народ, и вместе стали **поклоняться Господеви на горе святей во Иерусалиме**; об этом пророчествовал и Каиафа, как сказано в Евангелии, что //хотяше Иисус умрети за люди... но да и чада Божия расточения соберет во едино// [[new:in:11:51|(Ин. 11:51)]]. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И будет в тот день: раздастся звук великой трубы, и придут погубленные из земли Ассирииской и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме** В этом месте Иудеи льстят себя напрасными мечтами, что при кончине мира, когда придет антихрист, как называется их помазанник (ήλειμμένος), то рассеявшийся народ соберется из Ассирии и из земли Египетской , и прейдет в Иерусалим, и, построивши храм, будет поклоняться Господу Богу своему. Это в буквальном смысле вовсе не может исполниться. Ибо имеющие уверовать во Христа будут призваны не только из Ассирии и из Египта, но и со всей вселенной. Следовательно он предвещаетъ то, что при последней трубе, по апостолу Павлу [[new:1kor:15:52|(1 Кор. 15:52)]], все, погибшие в Ассирии и в Египте, придут к Господу. И не сказал: все сыны Израилевы, но все погибшие, чрез что обозначает множество язычников, потому что предавшиеся и идолопоклонству, и магии, и философии придут к вере во Христа и будут поклоняться Ему в Церкви. Под великою же трубою можно разуметь слово Евангельское, о котором и у этого самого пророка читаем: //на гору высоку взыди благовествуяй Сиону: возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму// [[old:is:40:09|(Ис. 40:9)]]. Следовательно гора святая и Иерусалим суть те, о которых мы часто говорили: //приступите к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, торжеству и церкви первородных на небесех написанных// [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22)]]. Доселе, начиная с того места, в котором начали изъяснять: //вот Господь рассыплет землю, и обнажит оную// [[old:is:24:01|(Ис. 24:1)]], все содержащееся в этой книге говорилось о кончине мира. Теперь, если Христос нам поможет, или лучше, вразумит нас, перейдем к девятой книге, которая будет содержать в себе начало другого пророчества. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.**// ===== Лопухин А.П.===== **и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме** См. Толкование на [[old:is:27:12#lopuxin_ap|Ис. 27:12]] [<10>]