[<10>] ====== Толкование на Ис. 28:24 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 24-25 **Еда весь день будет оряй орати? Или семя уготовит прежде возделания земли? Не егда ли умягчит уравнит лице ея, тогда всеет мало чернухи и кимина, потом же сеет пшеницу, и ячмень, и просо в пределех твоих** Смысл приведенных слов представляет очень глубокую и весьма трудную загадку. Скажу (в объяснение ее), сколько можно и позволительно. Бесчастные Иудеи отвергли учение Спасителя, и поводом для них была упорная привязанность их к заповедям Моисея. Они думали, что поступают конечно благочестиво, продолжая держаться образов и презирая красоту истины. Посему-то они и преследовали Иисуса, так как Он в другую как бы сторону направлял силу законной заповеди и отводил их к иному, то есть, евангельскому служению. Итак, берет пример от подручного ими земледелия и говорит: **еда весь день будет оряй орати?** и этим желает изъяснить следующее. Сердца идолослужителей жестки и грубы, как дикая затверделая земля. Посему они имеют нужду как бы из некоем плуге, в размягчающем (душу) слове, то есть, оглашения, дабы могли принять вышнее и небесное семя и таким образом они приносили бы потом плод Богу – стремление и усердие ко всему благому. Нечто подобное было у Израильтян. Так в Египте они поклонялись тамошним богам: но призываются чрез премудрого же Моисея, дается и закон им, которые, подобно плугу, мог умягчать их жесткие сердца и загрубелый ум. Но было необходимо им не только иметь призвание к начаткам духовного земледелания, но и, когда воссиял Спаситель всех нас Христос, плодоносить Богу силу служения в духе. Итак, поелику они, как я сказал, отвергли учение Христово, привязавшись к Моисею; то он по всей справедливости отвращает их от такого расположения души, говоря: **еда весь день оряй будет орати?** Кто обрабатывает, говорит, землю невозделанную, дикую и порождающую терние, тот не пашет ли ее постоянно, чтоб она сделалась способною к принятию семян? И кто хочет, говорит, обрабатывать землю, прежде чем подумает об этом,не приготовит ли семя? **Не егда ли умягчит лице ея, тогда всеет мало чернухи и кимина, потом же сеет пшеницу и ячмень и просо в пределех твоих**; подобало, говорит, подобало наперед быть умягчену сердцу детоводимых заповедью преобразовательною и быть уготовану как бы лицу некоторой земли, чтоб оно (сердце) оказалось потом вполне способным к надлежащему плодоношению. Земледелец, говорит, хотя и умягчит лице земли, не тотчас и не с первого разу делает посев более твердых семян, но сеет те, которые малы и слабы, то есть **чернуху и тмин**, и уже после того, как земля приготовлена для плодоношения, тогда, и только тогда, говорит, **сеет пшеницу и ячмень и просо**. Ибо таков способ искусного земледелия в твоих пределах. Итак, закон был для всех как бы предуготовителем и как бы некоторым весьма искусным земледельцем, сеющим в детоводимых им нечто подобное **чернухе и тмину**, – семена мелкие и как бы находящиеся в тени – такие, которые одни сами по себе совсем не съедобны, но всегда должны быть примешаны к другим, чтобы быть полезными. Если же они присоединены к пшенице и ячменю, то есть, к хлебам из пшеницы и ячменя, то они оказываются весьма полезными. Таково же значение и служения подзаконного. Ибо если бы оно не оказывалось полезным, при духовном толковании, для более твердой пищи, то есть, евангельской, то одно оно и само по себе не имело бы никакого значения. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою** См. Толкование на [[old:is:28:23#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 28:23]] //**Послания.**// ----- См. Толкование на [[old:is:28:23#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 28:23]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою** См. Толкование на [[old:is:28:23#lopuxin_ap|Ис. 28:23]] [<10>]