[<10>] ====== Толкование на Ис. 28:26 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 26-29 **И научишися суду Бога твоего, и возрадуешися. Ибо не с жестокостью очищается чернуха, ниже коло колесничное обыдет кимина: но жезлом истрясается чернуха, кимин же со хлебом снестся. Не во век бо Аз разгневаюся на вы, ниже глас гнева Моего поперет вас. И сия от Господа Саваофа изыдоша чудеса** Когда, говорит, закон оказался бессильным к очищению грехов, тогда тень была устранена; бесполезными стали образы и введен был суд животворящий и по истине наиполезнейший. Какой же это? поелику законом человек не мог быть оправдан, – то явилось нам Единородное Слово Божие, предложившее совершеннейшее и сокращеннейшее дело, то есть, оправдание чрез веру. Итак, говорит, ты, Израиль, подклонив послушную выю свою Спасителю всех Христу, **научишься от Него суду**, то есть, получишь познание пути спасения, Им совершенного. И таким образом будешь в радости. поелику же раз упомянул о **чернухе и тмине**, то извлекает нечто полезное из них и говорит: **не с жестокостию очищается чернуха** и следующее. Ибо Израиль был виновен в преступлениях и став ленивым в самом соблюдении закона, оказался побежденным. Посему Бог всяческих сказал: //людие сии устнами своими почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же почитают Мя, учаше заповедем человеческим и учениям// [[old:is:29:13|(Ис. 29:13)]]. И не подвергся ли он и вполне справедливо наказанию за свое нерадение в отношении к закону? Да, говорит. Но цель законодателя человеколюбива. Ибо как **чернуха**, говорит, **не жестоко очищается, ниже коло колесничное обыдет кимина**, очевидно – молотящее, и раздробляющее, как без сомнения это делается и с зерновым хлебом, напротив жезлом очищается или истрясается: так поступит и Законодатель с согрешившими против закона, – не жестоким наказаниям подвергнет их, но очистит их жезлом и умеренными действиями. Прибавив же, что кимин с хлебом снестся, он показал, что внешняя сторона законного служения одна, сама по себе, не имеет значения, но будет полезной и необходимой, если соединится с твердою пищей, то есть, с евангельским откровением. Впрочем, я говорил уже об этом, когда объяснял притчу о тмине и чернухе. Что же он хотел сказать этим? Объявив, что **жезлом истрясается чернуха**, он присовокупляет и говорит: н**е во век бо Аз разгневаюся на вы, ниже глас гнева Моего поперет вас**. Не буду я жестокосерд, говорит, не подвергну вас крайнему наказанию, не наведу на вас жестокого суда, чтоб быть вам в попрание, как это обыкновенно случается в гневе. Напротив, Бог всяческих явит при этом крайнюю степень долготерпения, на что снова указывает, говоря: **и сия от Господа Саваофа изыдоша чудеса**. По истине чудо и знамение, достойное удивления, что Израиль, при столь многих прегрешениях, был помилован и, по милосердию Божию, получил прощение бесчисленных преступлений своих. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его** **И научит его судом Божиим, и восхвалит**. И действительно, Бог научил Ассириян судом Своим, и все народы будут славословить Бога за падение Ассириян. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его** См. Толкование на [[old:is:28:23#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 28:23]] //**Послания.**// ------ См. Толкование на [[old:is:28:23#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 28:23]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 26-29 **И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его. Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин - палкою. Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его. И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его** Пророк сказал, что земледелец не одинаково сеет разные сорта хлеба. Теперь он обращает внимание своих читателей на то, что и разные, поспевшие уже, сорта хлеба земледелец разными способами обделывает, чтобы они были годны к употреблению в пищу. Ст. 26 можно передать так: "и он выколачивает ею (хлеб) особыми подходящими способами - его Бог учит его этому"... Это значит, что земледелец снимает, удаляет оболочку зерен осторожно, соображаясь с их твердостью, и это он делает на основании наблюдения над установленным //от Бога// порядком жизни и возрастания растений (о каком-либо //непосредственном// научении от Бога здесь речи нет). //Не молотят чернухи...// Более нежные семена, как чернуха и тмин, не требовали для своей обработки таких громоздких машин, как, напр., большая молотилка, поставленная на колеса и имевшая особые катки. Точно так же осторожно вымолачивает земледелец зерновой хлеб, опасаясь растереть и раздавить зерно. //И это происходит от Господа.// Пророк хочет сказать, что даже// об этом,// т. е. обработке хлеба позаботился Господь, - как же Он, значит, внимателен в отношении к Своему народу! И он заключает поэтому главу восхвалением мудрости и спасения Господня (вместо слова "//судьбы//" в русском пер. лучше читать: совет, мудрость, а вместо "//премудрости//" - спасение). В самом деле, Господь то наказывал Свой народ, то награждал его - менял, так сказать, свое с ним обращение. Даже и наказания, какие Он посылал на Израиля, были мягкие, в них выражалась мудрая снисходительность Всевышнего к своему народу и заботливость о его нравственном усовершенствовании. По всем данным текста, [[old:is:28:01|1-8]] стихи 28 главы написаны //до// разрушения Самарии, след., до 722 г., тогда как все последующие речи, содержащиеся в [[old:is:28:09|28:9-32]] гл., несомненно - позднейшего происхождения, именно явились около 702 г. ; слишком ясно, что пророк говорит в них о попытках заключить союз с Египтом для свержения ассирийского ига, имевших место пред нашествием Сеннахирима на Иудею. //Подлинность// [[old:is:28:01|1-22]] ст. 28 признают почти все критики, но притчу, содержащуюся в [[old:is:28:23|23-29]] ст., не входящую в предшествующую поэму, некоторые считают не подлинным произведением Исаии. Но, собственно говоря, мысль этой причти находится в гармонии с общим мировоззрением Исаии, и он мог высказать ее именно теперь, когда ожидалось наказание от Бога, которое должно было очистить народ Избранный от неподобающих избранному народу поползновений к заключению союза с Египтом. //Строфы// поэмы у //Condamin//'a размещены так: 1 строфа_1-4 ст. _(2, 2, 3) 2 строфа_5-8 ст. _1 строфа_9-13 ст. _(3, 3, 3) 2 строфа_14-19а) ст. _(3, 3, 3) 3 строфа_19б)-22 ст. _(2, 2, 2) //**Толковая Библия.**// [<10>]