[<10>] ====== Толкования на Ис. 30:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 27-28 **Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению** И теперь является гнев, но не вместе со славою, а тогда явится слава Его и великий блеск. **«Горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий»**: как решение судей есть не иное что, как только смерть, так решение Христа есть огонь и мучение, как сказано: //«идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»// [[new:mf:25:41|(Мф.25:41)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 27-28 **Се, имя Господне идет временем многим, горящая ярость его: со славою слово устен Его, слово гнева полно, и гнев ярости яко огнь пояст: и дух Его аки вода в дебри влекущи, приидет даже до выи и разделится, еже смутити языки о прельщении суетнем, и поженет я прелесть тща, и возмет я пред лицем их** Ясно высказав, что для верующих во Христа свет солнечный будет семикратным в то время, когда исцелит Господь сокрушение людей своих, пророк благополезно присовокупляет, что и против сокрушавшего их сатаны и против демонов его устремится Божественный гнев. Ибо они (демоны) не должны были иметь непрестанную над нами власть и непоколебимую крепость, особенно когда воссиял роду человеческому всех Спаситель Христос. Слово же пророчества не было как бы обнаженно и необлеченно, но напротив, приосененно и глубоко. Ибо оно представляется как бы под образом Ассириян, которые разрушили Иерусалим, взяли всю Иудею и, имея пленником возлюбленного Израиля, возвратились в землю свою, едва не издеваясь над Божественною славою и думая, что даже вопреки воле Бога победили поклоняющихся Ему. Так и Рапсак взывал к находившимся на стене, говоря: //да не прельщает вас Езекиа, глаголя: Бог избавит// Израиля //от руки моея: еда избавиши бози языков кийждо их свою страну из руки моея//? [[old:4ts:18:27|(4 Цар. 18:27-]][[old:4ts:18:33|33)]]. Таким образом, те, о которых здесь речь, оказались хвастливо говорившими и много пустословившими против неизреченной славы. Когда же Израиль пробыл в плену и в рабстве у них семьдесят лет, тогда снова изъял его и спас Бог всяческих; ибо возвратил его в Иудею под начальством тогдашних вождей – Заровавеля сына Салафиилева, который был из колена Иудина, и Иисуса великого священника. Итак, сила пророчества, что касается до открытого смысла речи, кажется заключается в напоминании о случившемся с Халдеями и Вавилоном. Истинный же смысл сказанного направлен против, мысленного Ассириянина, то есть, сатаны, которому сказано от Бога: //якоже риза в крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будеши чист: зане землю мою погубил еси и люди моя избил еси: не пребудеши в вечное время, семя злое. Уготови чада твоя на убиение грехами отца твоего, да востанут и наследят землю и наполнят землю// войною. //И востану на ня, глаголет Господь Саваоф, и погублю имя их, и останок, и семя// [[old:is:14:20|(Ис.14:20-]][[old:is:14:22|22)]]. Итак, придет **временем многим имя Господне**, говорит. И сие, если кто пожелает понимать исторически, то чрез семьдесят лет умилосердился Бог над Израилем. Если же пойдет стезей внутренних и сокровенных мыслей, то уразумеет, что весьма много времени провел изобретатель греха в том, чтобы иго развращения своего налагать на всех живущих на земле, так что и своими поклонниками делал их и связывал путами греха. Но явилось нам единородное слово Божие временем многим; и была горящая ярость со славою, и слово устен Его слово гнева полно. Ибо Кир, сын Камбиза, побуждаемый Богом и восстановляемый на брань, завоевал царство Халдеев и силою взял страну Вавилонян. Яко **гнев** и **огнь** он сделался для них, потому что всех как бы поел; **аки вода в дебри** влекущая явился для тамошних жителей со своим тяжелым нашествием; волнением и смятением наполнил все племена Халдейские, справедливо обвиненные в прелщении суетном. Ибо они думали, как я сказал, что даже и против воли Бога овладели бы Иудеей. Итак их объяла прелесть тща, так как на них послан был от Бога неукротимый гнев, и они погубили себя собственным своим нечестием. А что тоже самое потерпел и начальник зла змий, это всякий может видеть. **Слово** Господа было для него **слово гнева полно**, ибо как сам он, так и его злые силы получают повеление уйти в бездну. Истребляются же и как бы от огня и как бы от воды многой, сокрушаемые силою духа в преисподних вертепах. Также и они смятены были о прелщении суетном, ибо он (диавол в лице князя ассирийского) сказал: //вселенную всю объиму рукою яко гнездо, и яко оставленая яйца возму: и несть, иже убежит мене, или противу мне речет// [[old:is:10:14|(Ис. 10:14)]]. Думал, что он есть Бог истинный и, подобающую Единому всех Зиждителю славу постоянно перенося на себя, полагал, что он может обладать живущими на земле. Итак смятены были они, обвиненные о прелщении **суетном**, и объяты были им. Ибо суд, гнев и наказание посланы были на них и ради этой вины. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий** **Се, имя Господне, идет издалеча, горящая ярость Его: и славно видение Его**. Это говорится о суде, произнесенном на царя Ассирийского. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 27-29 **Вот имя Господа идет издали: горит гнев Его и тяжело переносить его. Уста Его исполнены негодования и язык Его как огонь пожироющий. Дыхание Его как потоп, затопляющий до средины шеи, для совершеннаго истребления народов, и узда заблуждения [**или** направляющая к заблуждению], которая была в челюстях народов. У вас будет песнь, как ночь [**или** глас] священнаго празднества, и веселие сердца, как у идущаго с свирелью, во время шествия на гору Господню, к крепкому Израилеву** Сначала мы скажем применительно к еврейскому. То, что здесь говорится, находится в зависимости от предшествующего. Пророческая речь обличала тех, которые, презрев помощь Божию, вследствие страха пред вавилонянами бежали к египтянам, и угрожала отправлявшимся, что они там умрут. И снова, после наказаний, не только подает надежду тем, которые захотят слушать его, что они будут жить в Иерусалиме под управлением Зоровавеля, Ездры и Неемии, но и обещаем всем верующим в слово Божие более великое блаженство при кончине мира, когда по всем горам и холмам потекут реки воды и, по истреблении многих, упадут башни. Также луна и солнце получат более яркий свет, когда Господь обвяжет и исцелит рану народа Своего. Некоторые утверждают, что это гиперболически (όπερβολιχως) исполнилось в земле иудейской во времена Кира, который освободил народ из плена. Итак, поелику добрым и покорным обещаны награды, то теперь наоборот злым и пренебрегающим возвещаются наказания,— что Господь исполнит Свое намерение и после долгого времени приидет для наказания грешников, и произнесет приговор против всех и духом уст Своих истребит нечестивого, которого называет уздою народов: не для того, чтобы управлять подчиненными, а для того, чтобы подвластных ему увлечь в погибели. Представляет он также подобие потока, затопляющего до самой шеи, чтобы засвидетельствовать, что пришел конец для всех. Ибо как поток задушает того до шеи которого он доходит: так суд Божий не дозволит никому остаться ненаказанным. Когда же узду, которая была в челюстях всех народов, вместе с подчиненными ей народами погубит и доведет до уничтожения: тогда, говорит, у вас, у святых, которые повинуетесь Моим повелениям, будет песнь, как ночь [или голос] священного празднества, когда вы вышли из Египта и в праздник пасхи свергли иго рабства египетского, говоря после потопления Фараона в Чермном море: //поим Господеви, славно бо прославися// [[old:ish:15:01|(Исх. 15:1)]], и веселие сердца, так что вы уподобитесь тем, которые неся начатки плодов в храм и принося дары на точила Божии, идут со свирелями, выражая посредством песни сердечную радость. Это я коротко изложил в немногих словах приминительно к еврейскому. Но относительно обоих изданий следует заметить, что после многого времени приходит не Господь, но имя Господне, о котором в псалме говорится: //благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам// [[old:ps:117:26|(Пс. 117:26-27)]]. И сам Он говорит в Евангелии: //Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене// [[new:in:05:43|(Ин. 5:43)]]. Также прекрасно говорится, что приидет после многого времени, между тем как человеческая нетерпеливость говорит: //доколе Господа, забудеши Мя до конца? доколе отвращаешь лице Твое от Мене// [[old:ps:012:01|(Пс. 12:1-2)]]? Также пылающая ярость Его идет со славою, чтобы мы в величии убоялись Того, Кого презрели в уничижении. Тоже самое написано и в Псалмах: //Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна// [[old:ps:049:03|(Пс. 49:3)]]. Ибо сам Он говорит в Евангелии: //огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся// [[new:lk:12:49|(Лк. 12:49)]]. Еще и в другом псалме читается: //глас Господа, пресещающаго пламень огня// [[old:ps:028:07|(Пс. 28:7)]], чтобы все, сколько бы ни было, сено, дрова и солому истребило похищающее пламя. Поэтому и Бог называется огнем истребляющим [[old:vtor:04:start|(Втор. 4)]]. Что же касается до присоединения: **гнев ярости Его** как огонь будет поедать, то большинство наших под гневом ярости Господней разумеют диавола, которому мы предаемся для наказания, который, по книге Самуила, возбудит Давида изчислить народ Божий [[old:2ts:24:start|(2 Цар. 24)]]. И апостол говорит: //предати такового сатане во измождение плоти, да дух спасется// [[new:1kor:05:05|(1 Кор. 5:5)]]. Эта же самая ярость и гнев ярости Господней ничего не будет делать по своей воле, но то, что будет повелено. Поэтому следует: слово уст Его слово, полное гнева. Также дыхание Его, как вода в долине, увлекая дойдет до шеи, чтобы наказания затопляли грешников. Оно разделится сообразно с качеством заслуг, чтобы погубить и привести в смятение народы, которых прельстило суетное заблуждение, и чтобы они уразумели, что они обмануты. Поэтому говорится к такого рода людям, которые крепки силою мира сего и увлекались своим заблуждением, что они не всегда будут делать это. Некоторые из наших полагают, что в этом месте и во всем содержании отдела главным образом говорится против еретиков и всех учений, противных истине,— что когда настанет время суда, они не войдут в святыни Его и на гору, то есть в церковь Господню, чтобы под видом благочестия не накоплять богатства и не предаваться излишеству, как при совершении праздников Господних. Иудеи относят это к народам Гога и Магога, которые, как полагают, приидут с севера, то есть из стран Скифии, и о которых подробнее говорит Иезекииль [[old:iez:39:start|(Иез. 39)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-28 **Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению** Врагов Иуды Господь накажет самым беспощадным образом и евреи в это время будут ликовать. Самому главному врагу Иуды - царю Ассура приготовлено уже и место для сожжения его тела. //Имя Господа идет издали.// Выражение "имя" в Священном Писании нередко употребляется как обозначение //лица// или //существа//. Так выражение// давать имя// равносильно выражению: //творить существа.// "Я назвал тебя по имени" - обращается, например, Бог к Израилю[[old:is:43:01| (Ис. 43:1)]]. Это значит, что Господь создал Израиля как народ. Далее, в 9-й гл. кн. Исаии (ст. 6) сущность, достоинство Мессии обозначается Его //именами//. И у вавилонян выражение имя также считалось тождественным //с лицом,// носящим это //имя//. Когда вавилонский волшебник знал //имя// лица, то считал и //лицо// это в своей власти. Кто знал имя какого-либо бога, тот, по вавилонскому представлению, мог заставить этого бога исполнять свою волю. [Очень интересное замечание о вавилонской традиции именования Бога: - знать его имя - смочь ЗАСТАВИТЬ его что-то сделать. Видимо здесь корни еврейской религиозной традиции о том, что никто не должен именовать Бога по имени. Ведь таким образом - знать имя Бога - мочь командовать им. С другой стороны, многочисленные попытки толкователей во все времена поименовать Бога - совершенно очевидные потуги унизить его, низвести до уровня одного из языческих божков. //Прим. ред.//] Таким образом и в настоящем случае Исаия хочет, очевидно, сказать, что он видит, как Сам Господь идет на суд, обнаруживая Свою святость и правосудие. Можно даже видеть здесь указание на личность Мессии, Которому Отец вручил все Свои права, как Судии мира [[new:in:05:22|(Ин. 5:22)]]. //Развеять народы до истощения,// т. е. провеять народы так, чтобы из них улетучились все негодные элементы. //Узда, направляющая к заблуждению.// Этими словами пророк указывает на то, что языческие народы будут принуждены оставить свою прежнюю дорогу и идти таким путем, какой раньше им представлялся ошибочным. [В Славянском переводе с 70-и: //И дух Его аки вода в дебри влекущи приидет даже до выи и разделится, еже смутити языки от прельщения суетным...// Как видно, здесь совершенно ясное указание -// дух Его придет..//. чтобы смутить язычников от прельщения суетным (указать им на их неправильное поведение). //Прим. ред.//] //**Толковая Библия.**// [<10>]