[<10>] ====== Толкования на Ис. 31:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают** **«Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы»**. Что глупее этого? Те, которые прежде подвергались от (египтян) бедствиям, и тогда, и потом не отстали от них, и не имели к ним ненависти, но еще более надеялись на них. **«Потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают»**. Хотя древняя история учила их силе Божией и тому, что не должно надеяться на воинов, однако Бог обвиняет их не относительно этого, но того, что они не полагали надежды на Бога, и не исповедовали Бога своим Спасителем. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-3 **Горе сходящим во Египет помощи ради, уповающим на кони и на колесницы: суть бо многа, и конническое множество много зело: и не беша уповающе на Святаго Израилева, и Бога не взыскаша. Той же премудре наведе на них злая, и слово Его не отринется, и востанет на домы человеков злых , и на надежду их тщетную, Египтянина человека, а не Бога, конски плоти, и не будет помощи: Господь же наведет руку Свою на ня, и утрудятся помагающии, и вси вкупе погибнут** Научив тому, что имело случиться в свое время с Ассириянами, и что при опустошении их страны Персами и Мидянами они окончательно погибнут, когда, то есть, Бог восставит против них Кира, пророк обращается к напоминанию о непокорности сынов Израилевых. Ибо Вавилонянин взял Иудею, даже самый святой город, разумею Иерусалим, и отвел Израиля пленником; потом оставшимся в Иудее Бог даровал милость. Когда же хотели они перейти к Египтянам, боясь, как бы и опять им не нанесена была война от Ассириян, тогда Могущий спасать повелел им устами Иеремии не сходити во страну Египетскую. А когда они и после сего пребыли непокорными и думали, что скорее спасет их человеческая помощь, то пали в Египте и все окончательно погибли. Поэтому и оплакивает их пророк: **горе**, говорит, **сходящым во Египет помощи ради**, так как они более надеялись не на всемогущего рога, а на коней и колесницы, которых весьма много было в Египте. Но будучи премудр, Бог всяческих навел на них зло, **и слово Его не отринется**; потому что устами Иеремии Он сказал им то, что приведено ниже. Итак **на домы человеков злых востанет**, то есть убегших в Египет, **и на надежду их тщетную**. Ибо они избрали помощником, говорит, **Египтянина, человека, а не Бога, конски плоти**. Весьма выразительно говорит пророк, обличая неразумие сынов Израилевых. Ибо что такое конь, как не одна плоть? Какая же сила у плоти, столь немощной и подлежащей тлению? Таковое нечто говорит и пророк Иеремия: //проклят, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его// [[old:ier:17:05|(Иер. 17:5)]]. Ибо поистине //благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека// [[old:ps:117:08|(Пс. 117:8)]]. После того как Египтяне, хвастливо и надменно поднимая брови, приняли Израильтян и думали, что сила их лжеименных богов больше силы Бога Еврейского, они и сами преданы были Вавилонянам; ибо последние овладели страною их, и остававшиеся там сыны Израильские погибли вместе с обитателями страны Египетской. Поэтому и говорит, что **Господь наведет руку свою на ня** и что всячески **утрудятся**, то есть, ослабеют обещавшие им непреоборимую помощь, **и вси вкупе погибнут**. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают** Пусть он поднимется к высшему, ибо лучше восходить, чем спускаться, как было сегодня прочитано: **Горе тем, которые спускаются в Египет.** Разумеется, преступным является перейти не в Египет, но к нравам египетским, перейти к ущербности их вероломства и к уродливости роскошества. Кто туда переходит, спускается, а кто спускается, падает. Итак, уклонимся от египтянина - человека, а не от Бога. Ведь под властью своих пороков оказался даже сам царь египтян, при сравнении с которым Моисей, повелевающий царствами и подчиняющий себе власти, был принят за бога. Поэтому, как мы читаем, ему было сказано: //Я поставлю тебя богом фараону// [[old:ish:07:01|(Исх. 7:1)]]. //**Послания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-2 **Горе сходящым во Египет помощи ради.** Пророк снова укоряет Иудеев, которые предались бегству и удалились в Египет, надеясь там найти себе убежище во время тесных и смутных обстоятельств. **И не беша уповающе на Святаго Израилева... И востанет на домы человеков злых,** то есть Египтян. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **Горе тем, которые сходят в Египет для помощи, надеясь на коней и полагаясь на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а не надеялись на Святаго Израилева и не искали Господа. Но Он, премудрый, навел бедствие и не отменил слов Своих, и возстанет против дома наихудших и против помощи делающих беззаконие. Египет — человек, а не Бог, и кони их плоть, а не дух: и простретъ Господь руку Свою и опрокинется помощник, и упадет защищаемый и все вместе погибнут** После бремени животных юга и тех, которые отправляли богатства свои в Египет к народу, не могшему быть полезным для них, которые надеялись на подкрепление силою Фараона и полагались на тень Египта, пророческая речь возвестила под образом возвращения в Иерусалим и освобождения из плена Киром о кончине века и совершенном блаженстве праведных: теперь она возвращается к тем же, к которым выше говорила, чтобы они не сходили в Египет. Но между настоящим и прежним местом то различие, что там заповедуется колену Иудину, чтобы не сходили в Египет, а здесь,— так как, презрев повеление Господне, они готовились отправиться,— предрекается, что Навуходоносором, царем вавилонским, одинаково будут истреблены как Израиль, так и египтяне, как бежавшие, так и помощники. Об этом весьма подробно говорит Иеремия [[old:ier:42:start|(Иер. 42)]]. Итак, **горе тем, которые сходят в Египет** и, из страха пред халдеями, презирают заповеди Господни, надеясь на идолопоклонников, хвастающихся, что они имеют богопочтение, и полагаясь на помощь коней, не знают написаннаго: //ложь конь во спасение// [[old:ps:032:17|(Пс. 32:17)]] и возлагают надежду на колесницы, экипажи и всадников и не вспоминают оной песни: //коня и всадника вверже в море// [[old:ish:15:01|(Исх. 15:1)]]. И не надеялись на Святаго Израилева, который чрез Иеремию обещал помощь Свою остающимся в земле иудейской. **И не искали Господа**,— не в том смысле, что не искали, а в том, что презрели слова Того, Кого не искали. Поэтому и о худых священниках говорится: //снедающии люди моя, Господа не призваша// [[old:ps:025:05|(Пс. 52:5)]]. Сам же премудрый, то есть Господь, навел на них бедствие и наихудшее, то есть Навуходоносора, или просто бедствие, означающее вещь, а не лицо; и Он не отменил слов Своих, сказанных чрез пророков. Поэтому возстанет на колено Иудино,— на дом наихудших, и против помощи египтян, делающих беззаконие. Ибо **Египет**, или //египтянин//, как перевели LXX, **человек, а не Бог, и кони их плоть, а не дух**. Поэтому и у Иеремии написано: //проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его. И будет яко дивия лирика в пустыни, и не узрит, егда приидут благая// [[old:ier:17:05|(Иер. 17:5-6)]]. И в другом месте написано: //суетно спасение человеческо// [[old:ps:059:13|(Пс. 59:13)]] или, как лучше стоит в еврейском, //в человеке//, и когда Господь прострет руку свою для наказания или, под метафорою возницы, повернет, и опустит вожжи бегущих коней, то упадет помощник египетский и Израиль, которому оказывалась помощь. Это мы можем понимать и в отношении к тем, которые во время преследования, скорби и бедствия надеются не на Господа, а на помощь египтян и на людей мирских, не зная того, что Авраам подвергался опасности в Египте и народ Божий работал над глиною и кирпичами в этой стране, которая духовно называется печью железною. Поэтому и в Апокалипсисе Иоанна читается: место,// идеже Господь наш распят бысть, нарицается духовно Содом и Египет// [[new:otkr:11:08|(Откр. 11:8)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают! Но премудр Он; и наведет бедствие, и не отменит слов Своих; восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие. И Египтяне - люди, а не Бог; и кони их - плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут** Если иудейские политики рассчитывали получить большие выгоды от союза с Египтом, то Господь посрамит их расчеты и накажет как мнимых защитников евреев, так и самих евреев за их недоверие к Господу. //Идут в Египет// - в переводе с еврейского: "сходят". [Так же в Славянском переводе с 70-и - //Горе сходящим во Египет помощи ради... Прим. ред.// ] Египет, действительно, лежал ниже (южнее) Палестины. Под "сходящими", разумеются, конечно, не одни послы иудейские, но и те, кто их послал в Египет. //**Толковая Библия.**// [<10>]