[<10>] ====== Толкования на Ис. 32:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-8 **Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный. Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего. У коварного и действования гибельные: он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав. А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно** Таков помысел тех, которые неправедными словесами развращали смиренных, т.е. таков совет злых, устремляющихся умом туда и сюда, чтобы портить и извращать слова на суде. Поистине величайшая неправда заключается в том, чтобы, вместо словесной помощи и милосердия, портить и извращать их на суде. Помышления праведников останутся неподвижными, от них ничто не может быть отсечено или отнято. Так, те три отрока положили себе не поклоняться изображению, и никто не мог изменить их мысли. Равным образом Павел положил себе не изменять проповеди, и ничто не могло поколебать его воли. Подобно тому, как то, что свойственно Богу, есть неподвижно, так и свойственное рабам Его есть твердо: никто не может изменять помышлений их, которые они помышляют, ни смерть, ни иное что, как говорит Павел: //«ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»// [[new:rim:08:38|(Римл.8:38–39)]]. Если добродетель так устойчива и тверда, то напротив злонравие – не стойко и не твердо. Кто был храбрее Навуходоносора, который владычествовал над всей вселенной, все покорил своей власти, которому не мог противостоять никто из князей и тиранов? А между тем какие-то юные мальчики переменили мысль царя страхом Божиим. Это именно означает тот камень, о котором говорится: //«всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне»// [[new:mf:07:24|(Мф.7:24)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и ксему не рекут юродивому владети, и ксему не рекут слуги твои: молчи** См. Толкование на [[old:is:32:03#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 32:3]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный** См. Толкование на [[old:is:32:04#prp_efrem_sirin|Ис. 32:4]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный** См. Толкование на [[old:is:32:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 32:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-8 **Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный. Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего. У коварного и действования гибельные: он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав. А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно** От правителей и руководителей иудейских пророк переходит теперь к изображению просто людей знатных. В настоящее время часто людей величают не по их действительным достоинствам. Знатными, т. е. благородными, называют невежд и коварных, т. е. строящих козни своему ближнему. При Мессии же этого не будет. Каждому будет воздано по его заслугам. Чтобы показать, как нехорошо люди поступают в настоящее время, неправильно оценивая благородство и неблагородство, пророк говорит, что невежда или глупец приносит большой вред обществу. Он не только говорит глупости, но и питает в себе дурные намерения, отрицает Господа и вредит беззащитным людям, отнимая у них последние средства к жизни. Точно так же грешно преклоняться и пред людьми коварными, которые бедняка готовы погубить всякими нечестными способами. Напротив, честный человек и мыслит и делает то, что согласно с правилами чести - это не должно быть подвергаемо ни малейшему сомнению. Итак, значит, во времена Мессии почетные отличия не будут никому даваться даром. Только человек с определенным высоким нравственным миросозерцанием и способный проводить свои мысли в жизнь будет уважаем! См. также Толкование на [[old:is:32:01#lopuxin_ap|Ис. 32:1]] //**Толковая Библия.**// [<10>]