[<10>] ====== Толкования на Ис. 32:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла** **"Блаженны"**: что означает это слово? По толкованию некоторых, им обозначены возвращающиеся. А мне кажется, что им обозначается нечто иное, именно: **"блаженны"** те, которые смягчают свои грубые души и предуготовляют возделанными для земного семени. Пророк не сказал: при всякой земле, но **«при всех водах и посылающие туда вола и осла»**, не только ради того, что они сеют в сердце, но и ради того, что слагают жатву в житнице жизни. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает** Так как речь перенесена на дела земледелия и на благоплодие полей, то и остается при этом иносказании; и блаженными именует сеющих **при воде, идеже вол и осел попирает**. Водою Богодухновенное Писание именует Божественное и небесное слово и тайноводство святых, ибо и они глаголют в Духе. В сем удостоверит сам Спаситель, говоря: //не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас// [[new:mf:10:20|(Мф. 10:20)]]. поелику слово Божие животворно, то и весьма справедливо оно уподобляется воде, так как вода животворна и способствует всякому благоплодию. Итак, имея мысленное подаяние таковых вод, мы навыкаем возделывать семена добродетели, и стараемся подвизаться в трудах благочестия. При этих водах **вол и осел** попирает, то есть, как народ Иудейский, так и язычники. Ибо оправдал Бог //обрезание от веры, и необрезание верою// [[new:rim:03:30|(Рим.3:30)]]. И, как говорит Павел, //средостение ограды разоривый и закон заповедей ученми упразднив//, Он создал //оба во единого новаго человека, творя мир// [[new:ef:02:14|(Еф. 2:14-]][[new:ef:02:16|16)]]; примирил с Богом, на обоих возложив одно иго и соединив в единодушие чрез веру, любовь и освящение. Волу уподобляет народ Иудейский, так как вол по закону есть чистое животное и возносим был в воню благоухания Богу. Осел же нечист, и потому, повелев приносить Богу первородных из скота (//освяти Мне//, сказано, //всякого первенца, разверзающего ложесна//), осла отверг, говоря: //всякое разверзающее утробу ослю, пременити овцею// [[old:ish:13:02|(Исх.13:2,]][[old:ish:13:13|13)]]. Впрочем, хотя народ языческий и был нечист, быть может потому, что заблуждался, но освятился верою, так как во Христе оправдался, омыл нечистоты древних прегрешений чрез святое крещение и вместе с Израильтянами понес на себе иго Спасителя нашего. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла** И потому как совершенный христианин, сведущий в законе, утвержденный в Евангелии, прими веру обоих заветов. **Ибо блажен сеющий при всех водах, где ступают вол и осел,** как читали сегодня, то есть тот, кто сеет при народах, следующих учению обоих заветов. Тот используемый для пахоты //вол// - это человек, несущий ярмо закона, о котором закон говорит: //не заграждай рта волу, когда он молотит// [[old:vtor:25:04|(Втор. 25:4)]], рога которого суть божественные Писания. На //осленка// же, прообраз языческого народа, садится Господь в Евангелии. //**Послания.**// ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла** Только не обнаружим в себе низкой души, прося того, что маловажно и недостойно Дающего. Блажен, у кого просит пития Христос, как у самарянки, и кому дает //источник воды, текущей в жизнь вечную// [[new:in:04:14|(Ин. 4:14)]]. Блажен **сеющий при всякой воде** и во всякой душе, которая завтра будет возделываема и напоеваема и которую ныне вол и осел попирает, потому что поросла тернием, безводна, подавлена неразумением! Блажен, кто, хотя он //поток среди тростников// [[old:iol:03:18|(Иоил. 3:18)]], напоевается от дома Господня и вместо тростника взращивает хлеб, приносит пищу, годную для людей, а не жесткую и бесполезную, о чем и следует прилагать всякое старание, чтобы не остаться не достигшими общей благодати. //**На святое Крещение.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла** Через //воду// обозначаются народы, так как, говорится через Иоанна, воды действительно есть народы. Через воду также обозначаются не только потоки устремляющихся людей, но и умы добрых, следующих наставлениям веры, как говорит пророк: **Блаженны вы, сеющие при всех водах.** И через псалмопевца говорится: //Глас Господень над водами// [[old:ps:028:03|(Пс. 28:3)]]. Какое другое //семя,// если не слово проповеди воспринимается? Как в Евангелии истина говорит: //Вышел сеятель сеять// [[new:mf:13:03|(Мф. 13:3)]]; и как пророк говорит: **Блаженны вы, сеющие при всех водах.** Какое другое поле, если не Церковь должна пониматься, о которой голосом Предтечи говорится: //Очистит гумно Свое// [[new:mf:03:12|(Мф. 3:12)]]. //**Нравственные размышления на Книгу Иова.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла** Как сказал где-то пророк: **Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла,** то есть народы закона и язычники, равно объединенные единой верой. //**Строматы.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла** См. Толкование на [[old:is:32:19#prp_efrem_sirin|Ис. 32:19]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла** //Неясное высказывание о речении пророка в Слове святого Григория Богослова на Крещение: «**Блажен сеющий при всякой воде**» и во всякой душе, которая завтра будет возделываема и напояема и которую ныне «вол и осел попирает».// Душа будет, с одной стороны, возделываема деланием и очищаема от терния страстей, а с другой — напояема знанием. Ныне же ее попирает **вол и осел**; **волом** [богослов] называет закон иудейский, а **ослом** — удел языческий, то есть ныне она верна букве закона и попираема неразумием, а завтра она будет преобразована деяниями и знанием. Сеющий в такой [душе] семена добродетели — блажен. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла** Наконец, пусть они наслаждаются Галльскими жеребцами (Иероним вспоминает литературную манеру своих клеветников, которые всеми способами затемняют простоту и смирение Христа в Евангелии. - Прим. ред), а нас утешит тот подъяремный и на служение Спасителю приготовленный осленок, который, подставив хребет Господу, стал соответствовать пророчеству Исаии: **Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла**. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла** См. Толкование на [[old:is:32:19#lopuxin_ap|Ис. 32:19]] [<10>]