[<10>] ====== Толкования на Ис. 35:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся** Хотя некоторые полагали, что все это исполнилось во время возвращения из плена, однако тогда не могло быть, чтобы не было больше скорби, и печали, и воздыхания, – чтобы они отбежали; во время же Христово все это исполнилось. Потому апостол сказал: //«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь»//, и во всякой молитве пребывайте [[new:fil:04:04|(Флп.4:4)]], так как Церковь более не рождает своих сыновей со скорбью, и не умножается печаль и воздыхание, **«а печаль и воздыхание удалятся»**. **//Толкование на пророка Исаию.//** ---- Представь состояние той жизни, насколько возможно представить его себе: ибо вполне изобразить ее по достоинству не в состоянии никакое слово. Но из того, что мы слышим, как бы из каких-нибудь загадок, мы можем получить некоторое неясное о ней представление. **Печаль и воздыхание,** - говорит Писание, - **удалятся.** Что же может быть блаженнее такой жизни? Не нужно там бояться ни бедности, ни болезни; не видно ни обижающего, ни обижаемого, ни раздражающего, ни раздражаемого, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого непристойною похотью, ни заботящегося о приобретении необходимого для жизни, ни мучимого желанием власти и господства. Ибо вся буря наших страстей, затихнув, прекратится, и все будет в мире, веселии и радости, все тихо и спокойно, все день, и ясность, и свет, - свет не этот нынешний, но другой, который настолько светлее этого, насколько этот блистательнее искусственного. Свет там не помрачается ни ночью, ни от сгущения облаков; не жжет и не палит тел, потому что нет там ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жара, ни другой какой перемены времен, но иное какое-то состояние, которое познают одни достойные; нет там ни старости, ни бедствий старости, но все тленное отброшено, так как повсюду господствует слава нетленная. А что всего важнее, это - непрерывное наслаждение общением со Христом, вместе с ангелами, с архангелами, с горними силами. //**К Феодору падшему.**// ===== Свт. Иоанн Кассиан ===== **И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся** И точно, если возвышенным взглядом ума будем рассматривать то состояние, в котором живут небесные, горние силы, которые истинно пребывают в Царствии Божием, то должны будем признать, что это состояние не иное какое, как вечная и непрестанная радость. Ибо что столь свойственно и пристойно истинному блаженству, как не постоянное спокойствие и вечная радость? <...> ...**они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.** Этими признаками различаются Царство Божие и царство дьявола. И точно, если возвышенным взглядом ума будем рассматривать то состояние, в котором живут небесные, горние силы, которые истинно пребывают в Царствии Божием, то должны будем признать, что это состояние - не иное какое, как вечная и непрестанная радость. Ибо что столь свойственно и пристойно истинному блаженству, как не постоянное спокойствие и вечная радость? А что это так, как мы говорим, это вернее подтверждается не моею догадкою, а свидетельством Самого Бога, Который качество и состояние этого Царства ясно изображает так: //Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю// [[old:is:65:17|(Ис. 65:17-18)]]. Опять: //Радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение// [[old:is:51:03|(Ис. 51:3)]]: //Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу// [[old:is:66:23|(Ис. 66:23)]], и еще: **Они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.** И если еще яснее хотите узнать о пребывании в городе святых, то слушайте, что Господь говорит к самому Иерусалиму: //И поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими - правду. Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения - в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои - славою.// //**Собеседования.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся** А чтобы это смогли понять все, я подробнее разъясню это вашей милости. Добрые и злые люди - это как будто два сосуда: в одном из них - отбросы, а в другом драгоценные - благовония. Сосуд с благовониями источает приятный запах, а сосуд с нечистотами - невыносимое зловоние. Хорошие и дурные терпят бедствия вместе, но высший Божий суд их разделяет. Каждый раз, когда мир постигает новое испытание, добрые люди словно приносят священные сосуды славословия Богу, Который счел их достойными наказания, а гордые, расточительные и жадные ропщут на Бога и хулят Его: «О Боже, что за великое злодеяние мы совершили, чтобы столько претерпеть?» Потому и получается, что, если добрые люди и покидают этот мир среди несчастий, то, окончив земную жизнь, полную трудов и горя, они наследуют жизнь вечную, в которой не будет печали и скорби. Неверующие не желают этому верить: плененные любовью к земной жизни, они и эту жизнь удержать не могут, и той по неверию своему лишаются. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и собраннии Господем обратятся , и приидут в Сион с радостию, и радость вечная над главою их: над главою бо их хвала и веселие, и радость приимет я, отбеже болезнь и печаль и воздыхание** См. Толкование на [[old:is:35:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 35:8]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся** Следовательно, это - Тот, Кто сказал Иеремии: //вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем// [[old:ier:05:14|(Иер. 5:14)]]. И Давид получил этот огненный язык, чтобы говорить, воспламенившись жаром божественного размышления: //Господи, сделай мне известным конец мой.// Не о смерти своей он старается узнать, ибо смерть - не конец для того, кому предстоит воскреснуть, но о том конце, о котором сказал апостол, что конец наступит тогда, //когда Господь Иисус предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть...// И когда //последний враг истребится - смерть// [[new:1kor:15:24|(1 Кор. 15:24,]] [[new:1kor:15:26|26)]], дабы зла не было, и воцарилось вечное благо. И поэтому сказано: **Скорбь, печаль и воздыхание удалятся.** //**Объяснение двенадцати псалмов.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.** См. Толкование на [[old:is:35:07#prp_efrem_sirin|Ис. 35:7]] ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся** Выйдите, не оглядываясь, но запасшись всем необходимым для пути, ибо вам предстоит большая дорога, для которой надо запастись всем, что нужно для достижения нетленного царства. Ибо в вечности есть два отделения, имеющие много мест. Одно отделение Господь уготовал любящим и исполняющим заповеди Его, оно исполнено всяких благ; удостоенные этого отделения живут вечно, наслаждаясь бессмертием; они чужды горя, печали и плача. Второе же отделение, исполненное мрака, горя и печали, уготовано дьяволу и ангелам его, в него будут низвергнуты все, заслужившие того своими дурными делами, променявшие вечное, нетленное на временное, и этим сами себя сделавшие пищей вечного огня. //**О Варлааме и Иоасафе.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся** См. Толкование на [[old:is:35:03#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 35:3]] ===== Блж. Августин ===== **И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся** А как же надежда? Будет ли она там? Не будет уже надежды, когда будет сама вещь. Ведь эта надежда необходима для странствия, поскольку она утешает в пути. Ибо путник, когда трудится он, путешествуя, терпит этот труд, поскольку надеется достичь цели. Отними у него надежду достичь, и тотчас ослабеют силы у путешествующего. Итак, та надежда, которая наличествует здесь, относится к праведности нашего странствия. Послушай самого апостола: //Ожидая усыновления,// - говорит он, - //и мы все еще воздыхаем в себе// [[new:rim:08:23|(Рим. 8:23)]]. Где есть воздыхание, нельзя уже говорить о том блаженстве, о котором в Писании сказано: **Труд и воздыхание удалятся.** //**Проповеди.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Паримия в навечерие Богоявления на первом часе и водоосвящении. Глава XXXV. В сей паримии содержится предречение о цветущем состоянии новозаветной Церкви. **И собраннии Господом обратятся** (возвратятся) **и приидут в Сион с радостью, и радость вечная над главою их: над главою бо их хвала и веселие, и радость приимет** (объимет) **я: отбеже болезнь и печаль и воздыхание** Всеобщее **обращение** к вере во Христа язычников будет спасительно и для Израильтян. Они не захотят тогда остаться в одиночестве, отложат свое упорство, и уже не единицами, но всенародно соберутся на зов Господа (**собраннии Господем**), раскаявшись в своем ослеплении и предубеждении против Евангелия, и с раскаянием возвратятся **и придут в Сион**, т. е. в Церковь Христову, в этот новозаветный **Сион**, от которого они долгое время убегали. Блуждая вдали от Церкви Христовой, они не знали мира и радости, томясь ожиданием Мессии – земного царя. Они наконец убедятся в бесплодности этого ожидания, в неосуществимости своих чувственных мечтаний, и с радостью, дотоле им незнакомою, примут веру, дотоле ими отвергаемую, и войдут в духовное общение с прочими верующими, с **радостью** соединятся с ними в единой Церкви. И этой **радости** никтоже возмет от них: она будет вечною, **вечно** будет **сиять над главою их**, увенчанною венцем, знамением славы и веселия (**над главою их хвала и веселие**). – **Радость объимет их**, т. е. будет полная и совершенная, – почему? Потому что не будет ничего такого, что могло бы возмутить ее, ибо не будет тогда места **болезни, печали и воздыханию**. Ясно, что идет речь о **радости** в царстве небесном, или в Церкви торжествующей на небесах, которая называется Сионом так же, как и земная Церковь, и Иерусалимом небесным [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22)]]. Но предвкушаема будет эта **радость** еще в Церкви земной. Мир и радость о Дусе Святе, наполняющее верующую душу, суть начатки неизреченного мира и **радости**, ожидающей ее на небесах. Рассмотренную паримию положено читать в праздник крещения Господня потому, что содержание ее имеет отношение к крещению Господню. В паримии прославляется благодать Божия, излившаяся на язычников и оживившая в них, мертвых грехом, духовную жизнь, подобно тому, как появление воды в сухой и безжизненной пустыне делает ее цветущею и плодоносною. Спасительное действие сей благодати на людей началось со времени крещения Христова. При крещении сошел на Христа в виде голубя Дух Святый и исполнил Его человечество столь обильными дарами Своей благодати, что //«от полноты Его все мы приняли благодать на благодать»// [[new:in:01:16|(Ин. 1:16)]]. Торжественным образом излилась на людей эта благодать в день сошествия Св. Духа на Апостолов, и исполненные ею Апостолы, струями ее напоили все народы; но начатки этой благодати уже вслед за крещением Христовым сообщены были сперва ближайшим ученикам Его, призванным к апостольству, а затем самым язычникам в лице Галилеян. Ибо с того времени Он начал благовествовать Евангелие Царствия Божия, по пророчеству Исаии, именно среди Галилеи языческой, среди народа, седящего во тьме и сени смертной [[new:mf:04:14|(Мф. 4:14-17)]]. К этим соображениям о целесообразности чтения рассмотренной паримии в праздник Крещения Господня можно присоединить частное замечание, что словами паримии: //процветет и возвеселится пустыня Иорданова//, по толкованию бл. Иеронима, «указывается на Иоанново крещение покаяния в реке Иордане, которое запечатлел и утвердил Господь Своим омовением». **//Толкование на паремии из книги пророка Исаии.//** ===== Тертуллиан ===== **И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся** **Радость вечная,** - говорит Исаия, - **будет над головою их.** Ничего нет вечного, кроме того, что будет после воскресения. **Печаль и воздыхание,** - продолжает он, - **удалятся от них.** Также ангел Иоанну говорит: //И отрет Бог всякую слезу с очей их// [[new:otkr:07:17|(Откр. 7:17)]]. Конечно, с тех самых очей, которые прежде плакали и которые после могли бы плакать, если бы Божественное милосердие не осушило всего слезного дождя. И опять: //И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже// [[new:otkr:21:04|(Откр. 21:4)]]. Следовательно, не будет и тления. Оно так же уничтожится нетлением, как и смерть - бессмертием. //**О воскресении мертвых.**// ===== Примасий ===== **И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся** //Претерпевший же до конца спасется// [[new:mf:10:22|(Мф. 10:22)]]. С указанием на это следует: //И по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого// [[new:otkr:22:02|(Откр. 22:2-3)]]. Под //двенадцатью месяцами// он подразумевает все время и указывает на цельную вечность. Поэтому там, где вечная зелень, недопустимо подразумевать никакой засухи; где совершенное и неизменное здравие, решительно никакой немощи не вкраплено, что предвещал пророк, говоря: **Они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.** //Дерево// это есть то, которое, по нашему чтению, //посажено возле схождения вод,// о котором и Иеремия говорит, что //пускает корни свои у потока// [[old:ier:17:08|(Иер. 17:8)]], то есть надежду и упование в Господе полагает. Иначе говоря, река воды живой, и последующее, подразумевают непосредственно самый источник жизни, Господа Иисуса Христа, о чем читаем: //Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет// [[old:ps:035:10|(Пс. 35:10)]]. //**Комментарий на Апокалипсис.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся** После поглощения смерти победою на нею не будет более ни духовного, ни телесного тления, ибо всякая наша греховность будет устранена и не останется никакой немощи. Об этом и говорит Исаия: **Они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.** //**К Тразамунду.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся** Здесь также пророк, вероятнее всего, имеет в виду ту радость, какою будут радоваться праведники в славном царстве Христовом, потому что только по отношению к этой фазе жизни людей может быть употреблено выражение: //вечная радость// (святой Иоанн Златоуст). Последняя фраза указывает на обычай древних в знак веселья и радости украшать свои головы венками (//над головою их//). 35-я глава может быть разделена на следующие строфы: 1 строфа_1-6а) стих_(3, 2, 2, 2) 2 строфа_6б)-10 стих_(3, 2, 2, 2) 35-ю главу положено читать как паремию на праздник Крещения Господня, потому что в ней речь идет об оживлении или возрождении человечества, которое совершилось благодаря тому, что Христос Спаситель принял на Себя в крещении грехи всех людей. От этого человечество, представлявшее собою дотоле сухую и бесплодную пустыню, ожило к новой жизни. Быть может, Церковь имела в виду при этом и упоминание //об Иордане//, в котором крестился Господь Иисус Христос. См. также Толкование на [[old:is:35:01#lopuxin_ap|Ис. 35:1]] //**Толковая Библия.**// [<10>]