[<10>] ====== Толкования на Ис. 37:36 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые** Это случилось ночью, чтобы они (евреи) не приписывали себе победы; чтобы, если бы они когда-либо стали гордиться, им препятствовало в том самое время, так как все это совершилось в то время, когда спали. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 36-38 **И изыде Ангел Господень и изби от полка Ассирийска сто осмьдесят пять тысящ. И воставше заутра, обретоша вся телеса мертва. И отиде возвращься Сеннахирим царь Ассирийский и вселися в Ниневии. И внегда покланятися ему в дому Насараху (Ασαρακ) отечества началнику своему, Адрамелех и Сарасар сынове его убиста его мечьми, сами же убежаста во Армению. И воцарися Асордан (Αχορδὰν) сын его вместо его** К обещаниям с пользою присовокупляет исполнение ожидаемого, чтоб Бог всяческих не показался говорящим ложь; ибо было истреблено войско ассирийское, не руками Иудеев побежденное, не потому, что кто-нибудь направил лук против них, поднял копье для битвы, обнажил меч, не потому, что кто либо начал битву на могучих конях, но потому, что ангел поразил их несказанною силою и обратил их в бесчисленное множество трупов. Итак, Сеннахирим был поражен ужасом при виде сего чуда, хотя он был весьма храбрый военачальник, и едва перебрался на родную землю и, совершенно лишившись войска, которое привел с собою, в жалком виде возвратился в отечество. **И вселися**, говорит, **в Ниневии**. Так наконец обетования Божии приведены были в исполнение. Ибо пал Сеннахирим в дому, покланяясь своему некоему **отечества начальнику**, очевидно одному из отцов или дедов по плоти. Ибо те, которые раз впали в заблуждение, обыкновенно воздают поклонение не только нечистым духам, но и некоторым, по своему выбору, умершим; потому что однажды сбившись с прямого пути, они необдуманно устремляются ко всему, для них приятному. А убийцами его, говорится, были сыновья его. Ибо когда произнесен над кем-либо божественный приговор, то подпавший ему повсюду подвергается опасности и как бы постоянно идет сам навстречу своим собственным врагам. Для них не может быть ручательством безопасности ни кровное родство, ни любовь и расположение, свойственные детям по отношению к родителям; напротив они низвергаемы бывают в глубину погибели теми самыми, от кого им во время опасности естественно было ожидать спасения. И относящееся к внешней стороне исторического повествования рассказано нами, думаю, не без украшения, но полагаю, что следует сказать что-нибудь о внутреннем ее смысле для утешения духовных. Ибо святой город, то есть, Сион или Иерусалим, был прообразом церкви Христовой – самого истинного Сиона. Ее иногда, или, лучше, всегда, осаждают враги истины, то есть изобретатели нечестивых ересей, и нападают не одни они, но поддерживаемые некоторым образом мирскими властями, потому что это внушает им мысленный Сеннахирим, то есть сатана, который как бы направляет (против нее) подвластных ему и привыкших исполнять его злоумышления. Когда же они приходят, – начинают спор с предстоятелями истины и много оскорбляют славу Божию; они могут совсем не услышать никакого ответа. Ибо терпящие нападению могут молчать; потому именно и блаженный Павел учит, говоря: //не словопретися, ни накую же потребу// [[new:2tim:02:14|(2 Тим. 2:14)]], и опять: //еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый// [[new:tit:03:10|(Тит. 3:10,]] [[new:tit:03:11|11)]]; потому что для тех, которые однажды всецело предались заблуждению и обману и подчинились лжи, может быть излишне слово тех, которые обыкновенно приносят пользу слушающим. Ибо написано: //во уши слушающих глаголи// [[old:pr:23:09|(Притч. 23:9,]] [[old:prsir:25:12|Сир. 25:12)]]. Итак, когда враги истины обещают почести и покой, подобно преступному Рапсаку, или угрожают опасностями и войной; тогда надобно прибегать к Богу и полагаться только на высшую помощь. Ибо высшей и всемощной десницы достаточно будет как для спасения тех, которые привыкли поступать правильно, так и для погибели тех, которые воспротивились ей. Ибо она обратит их в бегство некоторою неизреченною силою и таким образом освободит от войны Сион святой и непорочный, то есть Церковь: //ибо врата адова не одолеют ей// [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые** **И изыде Ангел Господень и изби от полка Ассирийска сто семьдесят пять тысящ**. Царь Ассирийский получил весть об истреблении полчищ своих, когда вел войну с Фараком, царем Ефиопским. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 36-38 **И вышел ангел Божий, и поразил в лагере ассирийском сто восемьдесят пять тысяч **[человек]**: и встали поутру, и вот все тела мертвых. И отправился и ушел, и возвратился Сеннахирим, царь ассирийский, и жил в Киневии. И было, когда он покланялся в храме Несраху богу своему, Адрамелех и Сарасор, сыновья его, убили его мечем, и убежали в землю Араратскую, и воцарился Асараддон, сын его, вместо него** Сто восемьдесят пять тысяч храбрейших человек убиваются в одну ночь ангелом, и, не нанося ран убиваемым, распространяется жестокая смерть, отделяя души от тел по воле Божией. Об этом в Паралипоменон читается: "//и послал Господь ангела, который поразил всякаго мужа сильнаго, и воителя, и начальника войска царя ассирийскаго: и возвратился он с безчестием в землю свою//" [[old:2par:32:21|(2 Пар. 32:21)]]. Он был сохранен для того, чтобы познать могущество Божие и смирить богохульные уста, и сделаться свидетелем величия Того, Кого немного ранее он презирал. Прибавленное же: **и встали поутру** мы можем относить или к израильтянам или к остальным войскам его, хотя в книге Царей написано, что когда сам царь встал на рассвете, то увидел все тела мертвых [[old:4ts:19:35|(4 Цар. 19:35)]]. Так же Фараон сохраняется при десяти казнях египетских, чтобы погибнуть последним, что испытал (или имел испытать) и этот [Сеннахирим]. Ибо когда он возвратился в Ниневию, главный город царства своего, и покланялся в храме Несраху богу своему, как будто бы он одержал победу над врагами, и вошел в капище идола своего торжествуя и выражая благодарность; то презритель истинного Бога умерщвляется в капище ложного божества, и погибает не от меча, что было общим со многими, а от отцеубийства сыновей. Когда они убежали в страну Араратскую, под которою разумеется Армения, то на место отца вступил Асараддон, о котором Писание свидетельствует, что он послал жителей в Самарию, чтобы земля не оставалась невозделанною. Араратскою же называется ровная страна в Армении, орошаемая Араксом, чрезвычайно плодородная, при подошве горы Тавра, которая простирается до нее. Следовательно и ковчег, в котором спасся Ной с детьми своими, был отнесен, по превращении потопа, не вообще к горам Армении, называющейся Араратом, но к весьма высоким горам Тавра, которые возвышаются над равнинами Араратскими [[old:gen:08:04|(Быт. 8:4)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.**// ===== Пасхазий Радберт ===== **И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые** Брат спросил святого Антония: «Что мне делать с моими грехами?» Тот ответил: «Кто хочет освободиться от грехов, рыданием и плачем освободится от них, а кто хочет укрепиться в добродетели, укрепится в ней рыданием слезным. Само славословие псалмов - плач. Помни пример Езекии, царя иудейского, как то написано через Исаию пророка, который слезным молением не только вновь обрел здоровье, но снискал даже продление своей жизни на пятнадцать лет. И пролитием своих слез он добился того, что сила Бога насмерть повергла армию внезапно напавшего неприятеля, численностью 185.000. //**О жизни отцов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые** Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, [[old:4ts:18:13#lopuxin_ap|4 Цар. 18:13]]-[[old:4ts:20:19#lopuxin_ap|20:19]]. [<10>]