[<10>] ====== Толкования на Ис. 40:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои** **«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима»**. Пророк не напрасно повторяет это, потому что предсказание дается ради тех, которые пришли в отчаяние; как Аврааму Бог говорил: //«Авраам! Авраам!»// [[old:gen:22:11|(Быт.22:11)]], так и здесь: **«утешайте, утешайте»**. Предложив иудеям прежде многие и великие слова обвинения, предвозвестив им многоразличные, имевшие быть, бедствия, устрашив их ум страшными словами, Бог, движимый милосердием, теперь вдруг говорит: **"народ Мой"**, о котором в ином месте Он воззвал: //«поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой»// [[old:ish:32:07|(Исх.32:7)]]. Тогда он достоин был называться народом Моисея, а не Бога. Но праведный раб, любящий господина своего, ужели потерпел, чтобы этот народ был его народом? Никак. Почему же Бог сказал: //«развратился народ твой»//? Чтобы побудить их к молитвам. Когда же он сказал: //«оставь Меня»// [[old:ish:32:10|(Исх.32:10)]], то этим показал, что убеждает его молиться. **«Священницы** (в русском переводе этого слова нет), **говорите к сердцу Иерусалима»**. Свойство священников – заступаться и исправлять; они – гавань народов, заступники для умилостивления Бога, посредники между Богом и людьми. **«Возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои»**. Мы говорим, что Бог не воздает по грехам каждому, сообразно изречению: //«если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?»// [[old:ps:129:03|(Пс.129:3)]] между всеми живущими? А ты говоришь: **«от руки Господней принял вдвое за все грехи свои».** Таково свойство милосердого отца – наказывать мало и это наказание представлять великим, так как любовь не терпит видеть многочисленность наказаний осужденных; иначе, Он желает дарованием благ вновь привести их к вере. **«За неправды его сделано удовлетворение»**: приятны эти слова тем, которые подверглись наказанию, так как они означают обыкновенно разрешение грехов. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-5 **Утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог: священницы, глаголите в сердце Иерусалиму, утешайте и, яко наполнися смирение его, разрешися грех его, яко прият от руки Господни сугубы грехи своя. Глас вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего: всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки. И явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь глагола** Пророческое слово обращается к временам Христовым и наконец делает ясное предсказание о благодати, получаемой чрез Него. Впрочем, это не представляется сказанным некстати и помещенным не в надлежащем месте. Ибо некоторые, недостаточно изучившие божественное Писание, могут сказать: на каком основании рядом со словами Езекии пророк помещает пророчество о Христе? В ответ на это мы скажем следующее: напомнивши об окончательном покорении земли Иудейской и самого Иерусалима, пророческое слово как бы благовременно и с пользою необходимо должно было присоединит после этого и утешение, данное от Бога. И я предложу краткое, но точное объяснение только что сказанного нами. Было очень много нападений на Иерусалим и страна Иудейская была опустошаема очень часто, – то рукою Ассириян, то соседних варваров и некоторых других опустошавших ее. Окончательное же покорение его совершено Навуходоносором во время царствования Иехонии, когда Израиль в качестве пленника отведен был в страну тех, о ком мы сказали. Но в царствование Кира он освободился из плена и возвратился в Иудею, вновь построил храм и жил нераздельно до пришествия Спасителя нашего. Итак после того, как сделал упоминание о последнем пленении, когда все, находящееся в сокровищницах царей Иудейских, пришедшие Вавилоняне унесли в свою землю, необходимо было после этого сделать предречение об утешении, совершившемся, очевидно, чрез Христа тем, которые проповедуют божественное Евангелие, он повелевает и говорит: **утешайше, утешайше люди Моя**, глаголет Господь. Ибо пришествие Христа и Его проповедь была прежде всего для Израильтян призывом ко спасению, потому что Он ясно говорит: //несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]]. Итак, говорит, о иереи, служители нового завета, **глаголете в сердце Иерусалиму**, говорите удобоприемлемое для слушателей слово утешения. Ибо закон был тяжел для всех, учил только теням и образам. Не внося в ум и сердце наставления о необходимом, он едва сообщал как бы внешнее некоторое знание только о буквах. Спасительная же и евангельская проповедь возвещается при содействии Духа Святого, Который показывает глубину всякой мысли, вводит в духовные умозрения, напечатлевает слова святых и как бы освещает откровеннейшие убежища мысли. Таков был блаженный Давид, поющий и говорящий: //в сердце моем скрых словеса твоя, яко да не согрешу тебе//. [[old:ps:118:011|(Пс. 118:11)]] Но и святым апостолам Спаситель возвестил: сохраните в сердцах ваших слово, очевидно Им сказанное и спасительное. А что евангельская проповедь возвещается святыми тайноводителями уму и сердцу (слушателей) при содействии этому и все совершающего Духа Святого, – это вера может узнать из Священного Писания. Ибо Бог чрез одного из святых пророков сказал: //се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их, в день, в оньже емшу ми за руку их, извести я из земли Египетския, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь. Яко сей завет, егоже завещаю дому Израилеву, по днех онех, глаголет Господь: дая законы моя в мысли их, и на сердцах их напишу я// [[old:ier:31:31|(Иер. 31:31-]][[old:ier:31:33|33)]]. И блаженный Павел пишет к некоторым: //послание наше вы есте, написаное в сердцах наших, знаемое и прочитаемое от всех человек. Являеми, яко есте послание Христово служеное нами, написано не чернилом, но Духом Бога жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных// [[new:2kor:03:02|(2 Кор. 3:2,]][[new:2kor:03:03|3)]]. – Но некоторым кажется, что в вышеприведенных словах Пророка говорится не о служителях божественной проповеди, но священниками называются святые Ангелы, которым в особенности свойственна способность говорить сердцам. Итак **утешайте и**, говоря, что Бог всяческих оставил гнев свой на них. **Наполнися смирение его**; ибо достаточно, говорит, он унижен и грех его разрешен. **Яко прият от руки Господни сугубы грехи своя**. Не сверх ли должного Бог наказал его и не наложил ли на него наказаний, не соответствующих его винам, а несравненно высших и как бы двойных? Но вероятно ли это? Как же можно будет назвать истинным того, кто говорит: не взыщет Господь дважды за одно и тоже в скорби? Как же надобно понимать сказанное? Поистине, как чадолюбивый и весьма сострадательный отец, причинивши не большую какую-либо печаль согрешающему против него сыну думает, что он чрезмерно разгневался на него (причиной же этого служит нежная любовь и расположение к детям, свойственные отцу); так Бог говорит об утешаемом Иерусалиме, **что взяты руки Господни сугубы грехи** его, – об Иерусалиме, который подвергся весьма тяжкому обвинению. но наказан Богом умеренно и не соответственно его страшным и тяжким преступлениям. Ибо истинно //щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив и истинен, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам// [[old:ps:102:08|(Пс. 102:8,]][[old:ps:102:10|10)]]. Сказавши, что Израиль искуплен и повелевши утешать его, по освобождении его от его грехопадений, он показывает, что время его утешения приближается и как бы спешит вслед за сказанным. Это – время пришествия нашего Спасителя, предтечей Которого явился в пустыне Иудейской божественный Креститель, вопия и говоря: //уготовайте путь Господень, правы творите стези его// [[new:mf:03:03|(Мф. 3:3)]]. Предузнавши об этом, и блаженный Захария, отец самого Иоанна, пророчествовал, говоря: //и ты, отроча , пророк Вышняго наречешся, предыдеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его// [[new:lk:01:76|(Лк. 1:76)]]. О нем и Спаситель говорил им: //он бе светильник горя и светя: вы же не восхотесте возрадоватися в час светения его// [[new:in:05:35|(Ин. 5:35)]]. Солнце же правды и истинный свет есть Христос. Священное Писание уподобляет блаженного Крестителя светильнику; потому что степень человеческого ума, хотя бы он исполнен был света и мудрости, в сравнении с божественным и неизреченным светом, с несказанным и безмерным его блеском по справедливости может быть сравнена с малым светильником. Итак что же значит: **уготовайте путь Господень и правы творите стези Его**? Это объясняет, присовокупляя: **всяка дебрь наполнится и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки**. Ибо пути бывают широкими, или же едва проходимыми тропинками, а иные бывают каменистыми и едва доступными, так что иногда нужно бывает подниматься на горы и холмы, а иногда спускаться с них и сходить в глубокие расселины. Представим, что все возвышенности и горы осели, а все рытвины и углубления наполнились; тогда-то все кривые пути обратились-бы в прямые и в гладкие плоскости, все неровности и ущелья – в совершенно ровный путь. Когда же это было? Это совершилось в духовном силою смысле самого нашего Спасителя. Ибо в древности всем людям, так сказать, была недоступна превосходная жизнь и непроходима стезя жизни, сообразная с Евангелием; потому что ум всех находился в подчинении мирским и земным похотям и увлекаем был плотскими постыдными страстями. Когда же Он, сделавшись человеком, или плотью, по Писанию, умертвил грех во плоти и разрушил начала и власти и миродержителей мира сего; тогда Он сделал путь к благочестию весьма удобным для нас, и не имеющим ни малейшего пригорка и возвышения и никакой рытвины; напротив превратил его в гладкую поверхность; все кривое сделалось прямым. И не одно это, но и явится, говорит, слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Господне, яко Господь глагола. Явится, говорит, слава. Как и каким образом? Ибо Он был и есть Единородное Слово Божие, неизреченно рожденное во славе Божества, превыше всякого начальства и власти, престолов и господств и всякого имени именуемого не только в веке сем, но и в будущем. И Он Сам есть Господь славы и мы познали славу Его, тогда как в древности не знали ее. Сделавшись же по устроению Божию подобным нам человеком, Он показал Себя по силе, могуществу и славе равным Богу и Отцу, носящим всяческая глаголом силы Своея, и легко совершающим чудеса, запрещающим твари, воскрешающим мертвых и без труда совершающим и другие чудеса. Итак, явися слава Господня и виде всяка плоть спасение Бога, то есть Отца; ибо Спасителем и Искупителем нам Он послал с неба Сына. Когда закон оказался совершенно бессильным и прообразовательные жертвы не имели возможности уничтожить грехи, – тогда мы явились совершенными во Христе и освободились от всякой скверны и удостоены усыновления в Духе. В Нем благодать, необходимая для достижения цели спасения, сошла на всякую плоть, то есть, на всех людей. Ибо в сих словах под плотью надобно разуметь человека. Но если бы некоторые оказались не участвующими в спасении; то и в таком случае слово пророка было бы неложно; ибо он говорит о цели Того, Кто почтил нас и пожелал спасти, а не о лености тех, которые были званы. Считает необходимым прибавить: яко Господь глагола, дабы кто-нибудь не подумал, что он говорит ложь, или от своего сердца, или может быть высказывает свое мнение; напротив высказывает мысль Бога и предсказал то, что непременно и всецело сбудется. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Антоний Великий ===== Ст. 1-2 **Утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог вам... Глаголите в сердце Иерусалиму, возвестите ему мир** Небесный Отец наш всем облеченным в Божественный Дух Его открывает свою безконечную благость к человеческому роду и побуждает исполнять следующия слова Писания: **Утешайте, утешайте люди Моя. Священницы глаголите в сердце Иерусалиму**. //**Письма к монахам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-2 **Утешайте, утешайте люди Моя, глаголет Бог вам... Глаголите в сердце Иерусалиму, возвестите ему мир** Поскольку Езекия не просил в молитве об отвращении гнева Божия от сыновей его, как просил об избавлении своем от смерти, то Исаия, по повелению Господа, обращается с проповедью к праведникам Иудейского сонма, и говорит: **утешайте, утешайте люди Моя... священницы. Иерусалим исполнился силы, яко прият от руки Господни сугубы все грехи своя**. Иерусалим усилился, услаждается грехом, и за это принял он от руки Господней //сугубы// все //грехи своя//, то есть подвергся тяжкому и достойному осуждению; не одним наказанием наказан, но многие понес казни. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-2 **Утешайте, утешайте, народ мой, говорит Бог ваш: говорите к сердцу Иерусалима и призывайте его; ибо кончилось время нечестия его, беззаконие его отпущено. Принял он от руки Господней вдвое за все грехи свои** По прочим переводчикам другие получают повеление утешать вместе и народ Божий и Иерусалим: по еврейскому тексту самому народу повелевается утешать, говорить к сердцу Иерусалима и призывать его. "Говорить к сердцу Иерусалима" есть особенность языка [idioma] Писаний. Ибо кто говорит печальному и бывает ласковым утешителем, о том говорится, что он говорит к сердцу. Этому может учить нас Сихем, сын Емморов, который, по растлении Дины, говорил к сердцу ея и утешал ее [[old:gen:34:start|(Быт. 34)]]. И везде, где бы ни нашел ты что либо подобное, оно имеет этот смысл. Причиною же утешения служит отпущение грехов, а причиною отпущения— то, что он принял **от руки Господней вдвое за все грехи свои**. Ибо кто знает волю Господа своего и согрешает, тот //биен будет много// [[new:lk:12:47|(Лк. 12:47)]]. И всякий, имеющий в себе обитателем Духа Святого, которого Спаситель обещал апостолам, говоря: //Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины// [[new:in:14:16|(Ин. 14:16)]]; и опять: //Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему// [[new:in:14:26|(Ин. 14:26)]]; и снова: //егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне// [[new:in:15:26|(Ин. 15:26)]]; и: //уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам// [[new:in:16:07|(Ин. 16:7)]], есть утешитель, которому и теперь повелевается утешать народ Божий. Посему и апостол Павел говорил верующим: //Благоугоден Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешали нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущыя во всякой скорби утешением, имже утешаемся сами от Бога: зане якоже избыточествуют страдания Христовы в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше// [[new:2kor:01:03|(2 Кор. 1:3-5)]]; и опять: //и упование наше известно о вас: ведяще, зане якоже общници есте страстем нашим, такожде и утешению// [[new:2kor:01:07|(2 Кор. 1:7)]]. Кто же есть этот народ, который через апостолов и мужей церковных утешает не Израиля, и Иакова и Иуду, как в других местах говорит Писание, но народ Божий, об этом пророк Захария свидетельствует говоря: "//радуйся и веселись дщерь Сиона, ибо Я прийду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Ему в народ, и поселятся посреди тебя, и узнают, что Господь всемогущий послал Меня к тебе//" [[old:zah:02:10|(Зах. 2:10-11)]]. Этим свидетельством ясно показывается, что весьма многие народы должны обратиться в народ Божий. И это говорит Господь, посланный Господом, которому имя — Всемогущий. И то должно заметить, что грехи наши не разрешаются, если от руки Господней не приняли мы оные. И не одно и то же — разрешение грехов, и отпущение. Ибо кому они отпускаются, тот не имеет нужды в разрешении, слыша в Евангелии; //дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои// [[new:mf:09:02|(Мф. 9:2)]]. Кому же они разрешаются, тому потому разрешаются, что они очищены и разрешены чрез наказания. По свидетельству истории, Иерусалим принял от руки Господней сугубыми грехи свои: в первый раз — от вавилонян, во второй — от римлян. А присовокупляемое Семьюдесятью //священники// должно спереди отметить обелом. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш** //Утешайте, утешайте...// Начальные слова данной главы (40) прямо вводят читателя в тему последней, третьей части книги пророка Исаии и дают надлежащее представление об основном ее характере и тоне - пророчески увещательном, или еще точнее, утешительно-ободряющем. Самое повторение этих слов, по известному свойству еврейского языка, указывает на усиленное подчеркивание заключающейся в них мысли. Блаженный Иероним и Вульгата термин еврейского подлинника - //nahamu// - перевели не действительной, а возвратной формой - не "утешайте", а "утешайтесь", (//consolamini//) благодаря чему субъектом, получающим и преподающим утешение, является сам же народ, а не священники или пророки, которых здесь лишь подразумевает, а в следующем стихе греческий перевод LXX даже и прямо вставляет в текст слово "//священники//". //Народ Мой... Бог ваш...// Ударение на местоимениях обычно употребляется в Библии для усиления мысли, в данном случае, очевидно, для усиления мысли о Божественном утешении (см. [[old:os:01:09|Ос. 1:9]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]