[<10>] ====== Толкования на Ис. 40:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими** Мы видим, что это исполнилось в Новом Завете, согласно с образом. Прежде же это совершилось во время возвращения из плена, так как народ пришел без труда и препятствия. Потом наполнение дебрей, понижение гор, холмов и изменение трудного в легкое означает тот путь, который ведет к добродетелям, что он легок и ровен, так что на нем не встретятся ни глубокие долины, ни стремнистые горы, и не будет никаких препятствий для тех, кто пожелает по нему идти. Выслушай, как сам Господь показывает легкость такого пути: //"иго... Мое//, – говорит, –// благо, и бремя Мое легко есть»// [[new:mf:11:30|(Мф.11:30)]]; и Павел: //«Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу»// [[new:2kor:04:17|(2Кор.4:17)]]; а также: //«совлекшись//, – говорит, –// ветхого человека»// [[new:kol:03:09|(Колос.3:9)]]. Как легко совлечение одежды, так еще легче свержение зла. Ясно, что добродетель легка не по своей природе, но Христос Своим пришествием сделал ее весьма легкою, как и Павел говорит: //«Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»// [[new:rim:07:24|(Рим.7:24)]]; а потом: //«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу»// [[new:rim:08:01|(Рим.8:1)]]. До пришествия Христа сила добродетели была подобна густым кедровым рощам, стремнистым и лесистым местам, почти была непроходима; пророки, праведники плакали и оплакивали тех, которые населяли эти суровые места; но после Христа – не так. Почему же пророк говорит: **«всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся»**? Спросим иудеев: скажите, когда это случилось? Какая гора понизилась и какая дебрь наполнилась? Ничего такого не возвестил Ездра, написавший о возвращении; но я покажу, что это сказано о добродетелях. Никогда у язычников не было имени девства, потому что сила девства и добродетелей была трудна, сурова и неудобна; теперь же она стала так легка и доступна, что даже и женщинам даровано стремиться по этой царской и безопасной дороге; многие вступают на эту дорогу без сомнения и страха, так как Христос призывает и нас к тому, что совершил Сам. **«Приготовьте путь Господу»**. Каким путем Он шел первый, им же ведет и нас, чтобы и мы стремились, желали и хотели также. **«Всякий дол да наполнится»**. Никакая добродетель не есть самая трудная и никакая не легче прочих; стремитесь легко ко всем и будете совершенствоваться, когда пожелаете. **«Кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими»**. Что такое **«выпрямятся»**? Не только мы освободимся от рук тиранов, но также от заблуждения и от тех, которые изменяют нашу добродетель в лукавство, – что выражает яснее Акила: //«кривое в правое»//, что еврей называет //«агова»//, т.е. кривое, сообразно сказанному: //«И все сыновья твои будут научены Господом»// [[old:is:54:13|(Ис.54:13)]]. Пророк не сказал: будут уничтожены трудные пути, но – изменятся в легкие, и это – знак великой силы, что Бог изменяет не природу, но нравы и желания; тому, кто живет в бедности, Он показывает, что таковая бедность нисколько не обременительна, а даже желательна ради благочестия. **«Кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими»**. Что жесточе лишения всего имущества? Но и такое лишение они переносили легко и с радостью, и все с величайшей готовностью подвергались ему: //«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее»// [[new:act:04:32|(Деян.4:32)]]; апостол говорит: //«Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии"// [[new:evr:10:32|(Евр.10:32–33)]]. Что ты говоришь, Павел? Что он примет расхищение имуществ с радостью? Конечно, говорит, потому, что написано: **«кривизны выпрямятся»**; и Лука в Деяниях Апостольских говорит: //«Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие»// [[new:act:05:41|(Деян.5:41)]]. **«Кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими»**. Что труднее угроз, что мучительнее наказания после угроз? Но и это стало легким, не потому, что изменилась природа, но потому, что одно стало причиною другого. Такова сила Бога, Который не желает одного и не насылает другого, но то самое, что было кривым, превращает в прямое, чтобы ты познал, что зло происходит не от природы, но от свободы, которая неправо мыслит. Таким образом и Бог не новые тела призовет к воскресению, но обновит те же самые, истлевшие и превращенные в прах. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- См. Толкование на [[new:mf:03:03#svt_ioann_zlatoust|Мф. 3:3]] //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 10-я.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки** См. Толкование на [[old:is:40:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 40:1]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими** См. Толкование на [[old:is:40:03#svt_ignatij_brjanchaninov|Ис. 40:3]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими** **Всяка дебрь наполнится**, потому что Господь пришел в мир и принял поклонение от всех народов, как Избавитель и Освободитель их от супостата диавола, и все дебри, ущелья, глубокие и страшные долины наполнились истинными поклонниками, славословящими Бога. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими** Вопрос. Почему так сладостна надежда, и житие ее и дела ее легки, и скоро совершаются дела ее в душе? Ответ. Потому что в этот час пробуждается в душе святых естественное пожелание, и дает им пить из этой чаши, и упоевает их. Посему-то не чувствуют уже они труда, но делаются нечувствительными к скорбям, и во все продолжение своего шествия думают, что шествие их совершается по воздуху, а не человеческими идут они стопами; потому что невидима ими трудность пути, пред ними нет холмов и потоков, **и будут им острая... в пути гладки** и прочее; и потому что ежечасно обращено внимание их на лоно Отца их; и самая надежда, как бы перстом, в каждое мгновение указует им отдаленное и невидимое, как бы гадательно взирающим на сие сокровенным оком веры; и потому что желанием отдаленного, как бы огнем, разжжены все части души, и отсутствующее вменяется ими за присущее. //**Слово 48.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими** См. Толкование на [[old:is:40:03#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 40:3]] ===== Лопухин А.П. ===== **всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими** См. Толкование на [[old:is:40:03#lopuxin_ap|Ис. 40:3]] [<10>]