[<10>] ====== Толкование на Ис. 40:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его** Один советник Отчий – Сын, и //«ум»// Отчий **«уразуме»** Тот, Кто говорит: никто не познает Отца, только Сын, и никто не познает Сына, только Отец или кому откроет Сын [[new:lk:10:22|(Лук. 10, 22)]]. Посему, говорит Иоанн о Господе: //«егда явится, подобни Ему будем, и узрим Его, якоже есть»// [[new:1in:03:02|(1Иоан. 3, 2)]]. Смотри – доныне, пока не явил Себя нам Сын Божий, никто не знает, каков Он Сам в Себе. Знаем же Человека, Которого ради нас понес Он на Себе. О Нем-то сказал Павел: //«разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его»// [[new:evr:03:01|(Евр. 3, 1, 2)]]. О Нем говорит и Стефан: //«вижу... Сына человеча одесную стояща силы Божией»// [[new:act:07:56|(Деян. 7, 56)]]. Не сказал же: вижу Слово или Премудрость Отчую; но: //«Сына человеча»// – Господне от Марии тело. И Павел сказует: //«Иже седе одесную Бога»// [[new:evr:08:01|(Евр. 8, 1)]]. О Его теле Давид пророчески говорит от Отчего лица: //«седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих»// [[old:ps:109:01|(Псал. 109, 1)]], разумеет же врагов будущих, которых предузнал, то есть дьявола и споспешествующие ему сопротивные силы (которые враждовали на Господня Человека, зная, что смертью Его приводятся в бездействие и сами они, и имеющий державу смерти дьявол), а также враждовавших на Него иудеев, над которыми исполняется написанное: //«возненавидеша Мя туне»// [[new:in:15:25|(Иоан. 15, 25)]]. Ибо научаемые полезному, дерзнули за сие бить и распять Его, называя Его самарянином, бесноватым и человеком грешным, хотя Им осужден грех и о Нем написано: //«воззрят Нань, Егоже прободоша»// [[old:zah:12:10|(Зах 12, 10)]]. Его-то узрев на суде судящим живых и мертвых, как говорит Иоанн о Сыне: //«даде Ему суд творити, яко Сын человечь есть»// [[new:in:05:27|(Иоан. 5, 27)]], – раскаются они, и будут говорить одно колено другому: вот Тот, Которого имели мы в посмех, говоря Ему: иных спасал, Себя ли не можешь спасти? Посему о Господнем теле написано Давидом: //«седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих»// [[new:evr:01:13|(Евр. 1, 13)]]. Ибо прежде сего Давидова пророчества в недрах Отчих было Слово и не имело на небе врагов, потому что прежде твари никто не был со Отцом, кроме Сына и Духа Святого. И Отец чрез Сына сотворил беспредельные веки, начала и власти и всю тварь. Поэтому Бог Слово, у Которого ни с кем нет общего достояния или имения и Который, напротив того, есть Господь всяческих, так что никто не может Ему противиться, мог ли иметь врагов? Ибо умаляющие Божество Слова думают, будто бы Господь не может Сам Собою отмстить врагам, а потому Отец и сказал Ему: //«седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих»//. Но пусть хотя бы теперь узнают сии невежественные, что написано это о Человеке, разумеемом в Спасителе, потому что у того же Давида написано о Господнем Человеке: //«ничто же успеет враг на Тебя»// [[old:ps:088:23|(Псал. 88, 23)]], и еще: //«рана не приближится селению Твоему»// [[old:ps:090:10|(Псал. 90, 10)]]. **//Слово пространнейшее о вере.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-14 **Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости** Он показывает величие Божие иным образом, именно, что Ему принадлежит знание от Себя Самого, и таковое знание непостижимо. Не удивляйся, говорит, что он знает все, – Он мудр, так что мудрости Его никто не обнимет; почему и прибавляет: **«Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?»**. Говоря **"кто"**, он включает здесь всех в сферу неведения. Не так, как говорят еретики, что Сын есть вместе и Святый Дух, потому что чрез Сына мы научаемся Господом. //«Кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына»// [[new:lk:10:22|(Лк.10:22)]]; а о Духе апостол говорит: //«Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»//; и потом: //«Дух все проницает, и глубины Божии»// [[new:1kor:02:10|(1Кор. 2:10, 11)]], т. е. Он знает глубины Божии, но испытует их не по причине неведения; точно так же, как и Отец испытует сердца людей не потому, что их не знает. Как мы выше показали, знание происходит от исследования, но не исследование от знания. **«Кто уразумел**, – говорится, –** дух Господа?»** Но апостол говорит: //«мы имеем ум Христов»// [[new:1kor:02:16|(1Кор.2:16)]]; если никто не разумеет ума Господня, как же говорит апостол: //«мы имеем ум Христов»//? Но //"нам//, – говорит, –// Бог открыл это Духом Своим»// [[new:1kor:02:10|(1Кор.2:10)]], – столько, чтобы было достаточно для нас, но не столько, каков на самом деле ум Господень. Для того, чтобы совершенно отделить Бога от всех тварей, как не нуждающегося ни в чем, ни от кого не научаемого, ни от кого не одаряемого, пророк прибавляет: **«C кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?»**. Он прежде находит основание для будущих событий. И можем ли мы веровать, что Ему свойственно малое ведение? Мы от Него научились необходимым познаниям; тем не менее мы так злы и глупы, что стараемся испытывать Знающего от Себя самого природу всех вещей. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его** См. Толкование на [[old:is:40:12#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 40:12]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его** См. Толкование на [[old:is:40:12#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 40:12]] ===== Лопухин А.П. ===== **Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его** См. Толкование на [[old:is:40:12#lopuxin_ap|Ис. 40:12]] [<10>]