[<10>] ====== Толкования на Ис. 40:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли** См. Толкование на [[old:is:40:20#svt_ioann_zlatoust|Ис. 40:20]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Не разуместе ли, не слышасте ли? не возвестися ли вам исперва? не разуместе ли основания земли** См. Толкование на [[old:is:40:15#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 40:15]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 21-22 **Не разумеете ли?** разве не знаете того, что известно всем родам и всем временам? **Не слышасте ли?** разве не слышали о чудных делах, какие Он сотворил? Не возвещено ли вам и сами не видели ли, как **поставил Я небо яко комару и простер е, яко скинию обитати?**. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21-26 **Разве вы не узнаете? Разве вы не услышите? Разве не было вам возвещено от начала? Разве вы не уразумели оснований земли? Он сидит на круге земли, и обитатели ея как саранча. Он распростер небеса как тонкую ткань **(nihilum)**, и раскинул их как шатер для обитания. Он делает исследователей тайн как бы несуществующими, обратил судей земли в пустоту. По истине, не насажден, не посеян, не укоренился в земле ствол их: внезапно дохнул Он на них, и они высохли, и вихрь унесет их как солому. И кому вы уподобили Меня и с кем сравняли? говорит Святый. Поднимите на высоту глаза ваши и посмотрите, кто сотворил их: Тот, кто выводит по счету воинство их и называет все по имени. По множеству могущества, силы и крепости, и ничто не оставлено** Сначала Я, говорит, учил вас посредством естественного закона, а потом чрез закон, написанный Моисеем, засвидетельствовал, что идолы были ничто и что творцом мира был сам Бог, который такую массу земли основал на морях и поместил на реках, чтобы весьма тяжелый элемент висел на легких водах по воле Бога, который как как царь, сидит на круге ея, вследствие чего некоторые утверждают, что земля пунктообразна и шаровидна и что обитатели ея подобны саранче. Ибо если обратить внимание на различные народы на всей земле, от океана до океана, то есть от Индийского моря до Британского, и от Атлантического до сурового севера, на котором замерзают воды и сгущается прекрасный янтарь; то мы увидим, что весь род человеческий живет посредине, подобно саранче. Итак, почему же кичится земля и прах? Так как небо, или лучше (чтобы воспользоваться авторитетом Писаний) небеса, простирается как //свод//, или, по еврейскому, как //doc//, о чем мы выше сказали,— вместо чего LXX перевели //слюна//, и одно а тоже слово переводили то //слюна//, то //камера//, то есть //свод//, — и такую широту их раскидывает сверху как шатер и павильон, чтобы наподобие кровли покрывать людей и сделать их как бы живущими в весьма обширном доме; то что удивительного, если небольшие тела людей считаются похожими на саранчу и малых животных? Затем, и относительно этого места они утверждают, что ημικυκλιον (полукруглое) небо выдается над землями и что небо шарообразно, пользуясь названием свода потому именно, что средняя часть шара покрывает земли, между тем как в еврейском мы прочитали не //свод//, а //doc//, то есть весьма //мелкая пыль//. Взамен этого слюна, выбрасываемая на землю и смешиваемая с землею и исчезающая, указывает на то, что вся масса тела должна быть признаваема ничтожною. **Распростер **же Он** небеса** и** раскинул их** или для того, чтобы сверху обитали сонмы ангелов, или же для того, чтобы внизу жили люди, и устроил как бы большой дом для разумных тварей. Он Сам в различное время посавляет князей или **исследователей тайн**, чтобы они были как бы **несуществующими**, и **обратил судей земли в пустоту**. Вместо этого LXX перевели: //создал землю, как ничтожную//; потому что и в начале Бытия, где написано: земля же бе невидима и неустроена [[old:gen:12:start|(Быт. 1:2)]], прочие перевели: //земля же была пуста и ничтожна//. Сколько царей описывается и в греческой, и в варварской, и в римской истории! Где знаменитое бесчисленное войско Ксеркса? Где масса израильтян, бывших в пустыне? Где неимоверное могущество царей? Что сказать о древних? Настоящие примеры пусть покажут нам, что князья подобны ничтожеству и судьи земли считаются за пустоту. Эти князья и судьи земли (или неба, как предполагают другие) и не посеяны, и не насаждены, и не утверждены посредством крепкого корня, и вследствие внезапного повеления так удаляются и погибают, как уносится солома вихрем и бурею, согласно с оным написанным: //и мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его// [[old:ps:036:36|(Пс. 36:36)]]. При таком могуществе и величестве Творца, кому вы уподобляете Бога? Не заключаете ли вы скорее, из множества творений, об их Творце? Если вы не верите словам, то поверьте, по крайней мере, своим глазам, и из служения небес и всех элементов заключайте о могуществе Творца. Тот, **Кто выводит по счету воинство их**, то есть небес, **и называет все по имени**, подразумевается: звезды, о них и в Псалмах поется: //исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй// [[old:ps:146:04|(Пс. 146:4)]]. Или же под воинством небесным можем понимать ангелов и те воинства небесные, о которых и Даниил говорит: //тысящя тысящ служаху Ему и тмы тем предстояху Ему// [[old:dan:07:10|(Дан. 7:10)]]. Поэтому говорится и: //Господь Саваоф//, что на нашем языке называется //Господь воинства// и //воинств //или// сил//. Выводит же Он по счету воинство небесное, так что и солнце, и луна и прочие звезды, которые Авраам не мог исчислить, у Него исчислены и исполняют назначенное им служение, потому что один и тот же путь по небу солнце совершает в один год, утренняя и вечерняя звезда в течение двух лет, луна ежемесячно, и все звезды совершают путь в определенные времена, некоторые же из них называются блуждающими, и неодинаковые движения их мы не можем рассмотреть ни глазами, ни умом, и не столько постигаем, сколько удивляемся им. Ибо величие силы Божией заставляет все их служить по своему порядку, или по Семидесяти, по множеству славы и могущества силы Его ничто не может скрыться от Него, но величием Творца познаются все пути, законы и движения. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли** //Разве не знаете?.. разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?// Затронув вопрос об идолах, пророк по естественной ассоциации мыслей, переходит к краткому, но сильному обличению своих современников в идолопоклонстве. Если уподобление Божества твари и почитание его под образом грубых идолов не имеет для себя никакого разумного оправдания даже у язычников, то тем более непростительно оно у израильского народа, которому издревле, (merosch) от начала истории мира и человека, не раз было открываемо, разъясняемо и подтверждаемо истинное познание о Боге. Под "разумением из основания земли" правильнее всего понимать естественное Богопознание, о котором говорит и Апостол Павел в известном месте из послания к Римлянам (1 гл. 20 ст.). //**Толковая Библия.**// [<10>]