[<10>] ====== Толкование на Ис. 40:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый** Хорошо сказано: **«кому же вы уподобите Меня»**; справедливо сказано: **"ныне убо"** (в русском переводе этих слов нет); воспользовавшись столькими благами, вы не уразумели Меня. **«И вознесуся»** (в русском переводе этих слов нет), **«говорит Святый»**, т.е. что может Меня вознести? Отсюда ясно, что слава идолов происходит от людей, и превозношение их – от человеческих украшений. Так как они (люди) украшают глиняные изделия царскими одеждами, влагают в руку великий знак гнева, как будто идол может ниспосылать с неба огонь, или град, то разве не они возвышают их? Каким образом, сказано, вы можете возвысить Меня, т.е. Бога? Никоим образом. Это совершенно невозможно ни теперь, ни в будущем. Ясно, что Бог ни в чем не нуждается и не превозносится от людей, но Сам превозносит их. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 25-26 **Ныне убо кому Мя уподобисте, и вознесуся? рече Святый. Воззрите на высоту очима вашима и видите, кто сотвори сия вся: носяй по числу утварь Свою, и вся по имени прозовет от многия славы и в державе крепости Своея: ничтоже утаися от Тебе** Всемудрый Павел по справедливости возвышает голос против невежества заблуждающихся и производит самый справедливый суд над сонмищем идолослужителей, – ибо, хотя им возможно было из самого творения познать Рододелателя всего и художника, они уклонились к идолослужению и поклоняются тому, что не есть Бог. Сказал же он (Павел) относительно Вседержителя Бога так: //Невидимая бо его от создания мира твореньми помышляема видима суть и присносущная сила его и божество, во еже быти им безответным. Занеже разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша: но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце. Глаголющеся быти мудри, объюродеша, и измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека, и птиц, и четвероног и гад// [[new:rim:01:20|(Рим.1:20-]][[new:rim:01:23|23)]]. Итак, поелику Я, говорит, содержу круг земли, как бы некий шатер простираю небо, даю князи, яко ничтоже владети и как бы пругам приравниваю живущих на земле, то – **кому мя уподобисте** вместо: с кем поставите наравне, не выходя за пределы справедливости и не погрешая против истины? Или вы полагаете, что превозносите Меня, называя Небом или уподобляя по желанию одной из стихий? Но из творений ни одно не подобно Мне и не равняется в чем бы то ни было: ибо никто в рассуждении существа не может стать наравне с Тем, Кто небытие воззвал к бытию. Что Я не таков, как ваши боги, получившие свое бытие от искусства человеческого, усматривайте из самых тварей; поднимите на высоту очи ваши, посмотрите на тверд и сонм светил, размыслите, кто сотворил все это, кто выводит счетом воинство его, то есть неба? Ясно, что воинством небесным называет светила небесные, которые, говорит, Он сам в себе знает не только как они видны в их множестве, но и в отдельности, и как бы по именам. Боголепно это и изрядно! И сам пророк считает это за великое чудо и говорит (обращаясь) к Нему: **от многия славы и в державе крепости ( Своея) ничтоже утаися от Тебе**, ибо, как говорит Священное Писание, //изочтены ему суть капли дождевныя// [[old:iov:36:27|(Иов.36:27)]]; утаиться же от неизреченной мудрости, от всеведущего ума не может совершенно ничто. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый** См. Толкование на [[old:is:40:21#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 40:21]] ===== Лопухин А.П. ===== **Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый** //Кому же уподобите... и с кем сравните...// Суммарное заключение отдела, аналогичное с его началами см. 18а. "Если Бог выше всех идолов (19-20 ст.), выше природы (22 ст.) и выше всего человечества (23-25), то кому же еще Он может быть уподоблен? Не есть ли он Единственный и вместе несравнимый?" (The pulp. Commentary). Вместо veeschveh - "и я равен", LXX читали veesgov = "и вознесуся", из-за чего и получилось разночтение между русским и славянским текстом. //Говорит Святый.// Определение Бога, как "Святого" - одна из характеристических особенностей пророка Исаии, свидетельствующая о высокой степени развития его религиозно-этического мировоззрения (ср. [[old:is:57:15|57:15]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]