[<10>] ====== Толкования на Ис. 40:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего** Здесь, мне кажется, Бог хотел восстановить и подкрепить притесненных и угнетенных, которые столь продолжительное время были в плену, говоря как бы так: Я не далек от тебя, не сокрыты от Меня твои пути, не отнял Я суда твоего, Я нахожусь близ тебя, чтобы помочь тебе; придет, и уже есть, спасение твое; не были сокрыты от Меня пути твои, но грехи твои скрыли лицо Мое от тебя, и ради неправд твоих Я пренебрегал права твои. Когда иудеи говорили: //""Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?""// [[old:is:58:03|(Ис.58:3)]], то Он знал и даже в совершенстве знал о том, но презирал их ради многих неправд. Потому Он говорит только о премудрости, – говоря как бы так: Он в совершенстве все знает и измеряет, исчисляет и все называет по имени. Разве, говорит, Я не знаю и не могу искупить вас? Конечно, все это Я знаю и все предвижу. Если Я измерил Своими руками небо, то тем более Я провижу вас; если Я сотворил землю ради вас, как бы ничто, то разве Я не могу помочь вам? Я сотворил жителей ее, как саранчу, и князей ее, как не владеющих ничем: могу ли Я Сам нуждаться в чем – либо? Итак, //«кому же вы уподобите Меня?»// Я не упрекал вас за всесожжения ваши, так как и //«Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем – для всесожжения»//. Ничего я не скрыл от Тебя, – все Ты знал от начала. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Еда бо речеши Иакове, и что глаголал еси Израилю: утаися путь мой от Бога, и Бог мой суд отъя, и отступи** Изъяснив, что со временем заблуждающие будут призваны и, обогатившись по уму и сердцу, познают свет истины – Рододелателя всяческих и художника, – что они станут мудрыми и рассудительными и от красоты созданий чрез сравнение познают Того, Кто все это неизреченною силою привел к бытию; предложив затем, при помощи вышесказанного, благопотребное для них тайноводство, склоняет речь к происшедшим от крови Иакова, или Израиля: когда они преткнулись о камень претыкания [[old:is:08:14|(Ис. 8:14)]] и, не приняв Подателя Спасения, естественно, стали далеки от содружества с Ним, когда уже не продолжала своего существования сень законная, но напротив введены были поклонение и служение в духе и истине, то есть, евангельские, (тогда) они (начали) роптать, говоря: **утаися путь мой от Бога**, то есть, Он полагает конец подзаконному устройству: ибо тех. которые жили так, как, без сомнения, повелевала заповедь, данная чрез всемудрого Моисея, впредь не удостаивает призрения с своей стороны. А **отъя мой суд и отступи** значит: Он отменил закон; закон называет судом, и сему научает блаженный Давид, говоря к Богу всяческих: //суд и правду во Иакове Ты сотворил еси// [[old:ps:098:04|(Пс. 98:4)]], то есть Ты чрез ангелов, или чрез посредство Моисея установил закон, сказал и Моисей об Израиле, что //тамо положи ему оправдания и судьбы// [[old:ish:15:25|(Исх. 15:25)]]. Посему **отъя мой суд** значит: не только отменил подзаконное служение, но и **отъя** его от нас, – и **отступи**; ибо уже не печется об избранных, и первородный Израиль обращается в ничтожество. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего** **Еда бо речеши, Иакове... утаися путь мой от Бога, и Бог мой суд отъя?**, то есть говорил, почему Бог не рассудит нас с нашими поработителями? //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 27-31 **Зачем ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа и суд мой ускользнет (**или** ускользнул) от Бога моего»? Разве ты не знаешь или не слышал! Бог вечный, Господь, создавший пределы земли, не ослабеет и не изнеможет, и, премудрость Его неисследима. Он дает утомленному силу и в неимеющих крепости умножает силу. Ослабеют юноши и утомятся, и молодые люди падут от бессилия. Надеющиеся же на Господа возобновят силу, поднимут крылья, как орлы, будут бегать и не утомятся, будут ходить и не ослабеют** Поелику таково величие всемогущего Бога, что ничто не укрывается от Него и все управляется Его волею, то почему говоришь ты, Иаков, то есть два колена, называвшихся Иудиными, и высказываешь ты, Израиль, — прочие десять колен в Самарии отведенные уже в Ассирию: **путь мой сокрыт от Господа, и суд мой ускользнет от Бога моего?** Смысл же такой: вы говорите, что Бог не имеет отношения к земному и не смотрит на то, что каждый из нас делает. Поэтому и мы несправедливо угнетаемся врагами и истребляемся, по Аввакуму [[old:avm:01:13|(Авв. 1:13-14)]], подобно скоту и рыбам, не имеющим правителя. Им отвечает Бог: **разве ты не знаешь** и разве не научили тебя слова предшествующих Писаний; или по Семидесяти, ты не знаешь, так как не слышал , что вечный Бог и Творец всего, Господь все знает, все содержит, всем управляет по Своему величию? И Он никогда не ослабевает и не утомляется, так чтобы не мог понять твоего суда и чтобы укрылись от Него пути твои. **Неисследима**, говорит, премудрость Его, из какого места, как полагаю, заимствованы оные слова Апостола: //неиспытани судове Его и неизследовани путие Его// [[new:rim:11:33|(Рим. 11:33)]], или как перевели Семьдесят: //не будет алкать и не утомится//. Ибо где пища, там часто бывает голод, если лишаешься пищи, а где голод, там и изнеможение. А так как в Боге нет этого, то почему вы приписываете Ему человеческие страсти? Напротив того, Он Сам дает силу алчущим и утомленным, и в тех, которые кажутся в мире как бы ничтожеством, умножает крепость и силу, или по Семидесяти, Он дает //неболящим печаль//, ибо есть печаль, приводящая к смерти, и есть печаль, приводящая к жизни. Поэтому имеющим сердце нераскаянное Он дает печаль, чтобы познали грехи свои. А так как многие привязаны к телесному здоровью и думают, что их юность и отрочество продолжится вечно, то присовокупляет и говорит, что цветущий возраст скоро проходит и крепкое тело становится хилым. Те же, которые не на свои силы, а на Бога полагаются и всегда уповают на Его милосердие, те возобновляют крепость и идут от силы в силу и поднимают крылья, как голуби, и слышат: //обновится яко орля юность твоя// [[old:ps:102:05|(Пс. 102:5)]]; они стремятся к Господу и не изнемогают от стремления к Нему, ходят и никогда не утомляются. Мы часто говорили, что в старости орлы снова делаются молодыми при перемене перьев и что только они одни могут смотреть сверкающими глазами на сияние солнца и блеск лучей его и что посредством этого опыта они испытывают птенцов своих, хорошего ли они происхождения. Таким образом и святые снова делаются юными и, приняв бессмертное тело, не испытывают изнеможения, свойственного смертным, но восхищаются на облаках в сретение Христу и, по Семидесяти, никогда не алчут, потому что имеют пищу в лицезрении Господа. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-28 **Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"? Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим** С 27-31 идет последняя - утешительно-увещательная часть речи, в которой делается нравственное приложение из вышеуказанного. 27-28 ст. в параллельном ряде вопросов заключают в себе одну и ту же мысль - легкий упрек избранному народу (Иуде и Израилю) за то, что он, несмотря на все естественные и чрезвычайные откровения, до сих пор так будто бы не слыхал или, во всяком случае, не усвоил себе надлежащего познания о Боге. //Господь Бог... не утомляется и не изнемогает.// Младенчествующий разум евреев готов был, по-видимому, измерять Божественное Всемогущество меркой своей слабости, и заключать отсюда, что если Бог уже совершил столько великих и славных действий, то Его энергия теперь уж израсходовалась, Он утомился и ослаб. Вооружаясь против такого ложного антропоморфизма, пророк с силой и заявляет, что Бог - не как человек: Он не утомляется и не изнемогает. //Разум его неисследим.// Если у Бога нет физической усталости, то нет у Него и умственного истощения, и вообще, Его таинственные планы недоведомы для нас, как это прекрасно выразил и Апостол Павел в словах: //"Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!//"[[new:rim:11:33| (Рим. 11:33]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]