[<10>] ====== Толкование на Ис. 40:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим** Акила говорит: //«творит концы земли»//; Симмах говорит: //«сотворил»//. Почему сказано: **«разве ты не знаешь?»** Потому что тебе должно было знать Бога или из самого порядка вещей, или из того, что Я прежде поведал обо всем. Не говори: я научился этому от диаволов. Единому Богу свойственно быть вечным и сотворить концы земли, а также и то, что следует далее: **«не утомляется и не изнемогает»**. Акила говорит: //«ослабеет»//; а Симмах говорит: //«не утомился, не утрудился»//. Иные же переводчики думают, что эти слова произнесены ради колебания евреев. Известно, что ангелы также не алчут и не утруждаются. Но ты прежде познал творческую силу Его, – премудрость и непостижимость существа Его из того, что Он все сотворил из ничего. **«Разум Его неисследим»**. Акила говорит: //«нет исследования»//; Симмах: //«нет меры премудрости Его»//; Феодотион: //«нет конца премудрости Его»//. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И ныне не уразумел ли еси, ни ли слышал еси? Бог вечный, Бог устроивый концы земли, не взалчет, ниже утрудится, ниже есть изобретение премудрости его** Древле ты, Израиль, наказуем был законом, познавал чрез пророков образ имеющего за законом последовать домостроительства. Ибо закон, содержавший сени и образы грядущих благ, как бы пребывая в болезнях рождения, буквою предвозвещал и силу таинства Христова; многообразно и заповедью законной прообразуем был Христос, и гадательно описываемо было зависящее от Него таинство, в чем Сам Он удостоверяет, говоря тем из Израиля, которые закоснели в неповиновении: //аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и мне: о мне бо той писа// [[new:in:05:46|(Ин. 5:46)]]. Но так как, говорит, он (Израиль) обвиняет (Бога), говоря: не взирает Он на пути мои, сообразные с законом (ибо именно это означает: утаися мой путь от Бога) и отъял у нас суд, то есть, закон, и отступил, то, как бы совсем не замечая, что он (Израиль) ищет защиты в обвинении Бога, говорит следующее: пусть так, говорит, пусть доселе ты не знал, потому что не слышал, то есть не мог слышать, – подобно тому, как если бы сказал: принимаю в уважение твое (мнимое) оправдание. Ты не знал, потому что не мог научиться или не мог услышать, – так слушай: **Бог вечный, Бог устроивый концы земли, не взалчет, ниже утрудится**. А ты, говорит, приносил с кровоизлиянием овец, возносил волов, исполняя обеты, – чтил Его фимиамом и курениями, горлицами и голубями. Но знай же и будь уверен, что Бог вечный (устроил) концы (земли); концами же называет пределы земли, дабы сим обозначить всю ее. **Не взалчет, ниже утрудится**. Это, думаю, подобно сказанному Им устами псалмопевца: //еда ям мяса юнча? или кровь козлов пию//? [[old:ps:049:13|(Пс.49:13)]]. Как же, говорит, вы Мне приносите жертвы? – Или как алчущему и обыкшему томиться от голода? Прочь неразумие! Вечный Бог, не ведущий тления, **не взалчет, ниже утрудится**, ибо Его не коснется ничто человеческое. **Ниже есть изобретение премудрости его**. И сие говорит не без причины. Если Ты сделал излишнею заповедь, данную чрез Моисея, или сень законную, зачем и вообще дал закон в начале? Если новое, то есть глаголы евангельские, лучше старого, – то почему они присоединены к сему же закону? Но не скажи этого, говорит, ибо не можешь исследить непостижимое разумение или мудрость Божию. На каких условиях и по какой причине дана заповедь Моисеева, научает Павел, говоря, //что закон привниде, да умножится прегрешение// [[new:rim:05:20|(Рим. 5:20)]], и в другом месте: //затвори бо писание всех под противлением , да всех помилует// [[new:rim:11:32|(Рим. 11:32)]], [[new:gal:03:22|(Гал. 3:22)]]. Итак установлен он (закон), как указатель греха и как бы изобличение бессилия всех; при чем, так как он не в состоянии оправдать согрешающих, а скорее осуждает их, впредь по необходимости вводится проистекающая из подвига (ревности) Христова благодать, оправдывающая нечестивого и освобождающая от прегрешений тех, которые погрязли в них. Следовательно, «несть изобретения премудрости» Бога, все премудро устрояющего, предоставившего закон в обличение греха, но пославшего Сына (Своего) с небесе, чтобы Он оправдал верою пребывающих в грехе. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим** См. Толкование на [[old:is:40:27#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 40:27]] ===== Лопухин А.П. ===== **Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим** См. Толкование на [[old:is:40:27#lopuxin_ap|Ис. 40:27]] [<10>]