[<10>] ====== Толкования на Ис. 40:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость** А другие переводчики: //«дающий ослабевшему силу»//. Богу свойственно не только то, что Он Сам ни в чем не нуждается, но и то, что Он разделяет между другими то, в чем Сам не нуждается. **«И изнемогшему дарует крепость»**. Те (еретики) нечестиво приписывают какое-то зло Божественной природе, в которой нет ничего злого, но Бог каждому воздает по Своему правому, достойному суду. Когда Он кого-либо мучит, то Он не гневается, и когда наказывает, то Сам не предается страсти, тогда как мы, мучая кого-либо, сами чахнем вследствие великого гнева. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 29-31 **Даяй алчущим крепость и неболезненным печаль. Взалчут бо юнейшии и утрудятся юноты, и избраннии не крепцы будут: терпящии же Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут** Размысли же вместе со мною о том, что Бог вечный, Бог, устроивший концы земли, подает **алчущим крепость**, – ибо, как Бог и (Бог) вечный, Он никогда не терпит недостатка в питании, – напротив, дает **алчущим** правды духовную **крепость**. А равным образом дает и **неболезненным печаль**. И это разумей двояко, именно: тем, которые, по чрезмерному бесчувствию и по неведению угодного Богу, не знают, что, оскорбляя Его, подвергнутся страшным и неизбежным наказаниям, подает в помощь печаль о том, в чем они претыкаются: //печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает// [[new:2kor:07:10|(2Кор.7:10)]]; или же: тем, которые распяли Христа и вскоре, наверно, радовались сему (ибо в подобном настроении были учители иудеев и те, которые дерзнули сказать: //кровь его на нас и на чадех наших// [[new:mf:27:25|(Мф. 27:25)]], – дает печаль, устроив (так), что они подверглись несчастиям и бедствиям войны, и так как забыли о близости к Нему, то оказались лишенными всякой силы и пищи духовной. К этому, почти что истолковывая сказанное, присоединяет слова: **взалчут бо юнейшии и утрудятся юноты, и избраннии не крепцы будут**. В то время, как язычники дошли до того, что истощились и таким образом обессилели и повергнуты были под ноги диавольские, и беспрестанно исполняли угодное нечистым духам, некоторые хотя и были мужественны и полны юношеских сил, но, разумеется, умственно и духовно терпели голод и тяготу. Что же касается тех, которые, по данному в законе руководству, имели понятие о добродетели и исполняли однажды данную заповедь, то и они, говорит, **взалчут** и **утрудятся**, то есть бессильны будут к чему бы то ни было доброму. Ибо глад словес божественных, если кого постигнет, делает его во всех отношениях бессильным, расслабленным и неспособным совершить что-либо доброе. А что народ, происшедший от Израиля, погибал от этого голода, между тем как уверовавшие в Господа нашего Иисуса Христа были изъяты от зла, – о сем предвозвещает Бог, еще древле говоря чрез одного из пророков: //се, дние грядут, глаголет Господь: и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня: и поколеблются воды от моря до моря и от севера до восток, и обтекут ищуще словесе Господня, и не обрящут// [[old:am:08:11|(Ам. 8:11,]] [[old:am:08:12|12)]]. Как же им не быть бессильными, (как не томиться и не гибнуть от голода, потому, конечно, что они не приняли Христа, хотя он ясно говорил: //Аз есмь хлеб животный иже сшедый с небесе// [[new:in:06:51|(Ин.6:51)]], и //даяй живот миру// [[new:in:06:33|(Ин. 6:33)]]; //аще кто снеть от хлеба сего, жив будет во век// [[new:in:06:51|(Ин. 6:51)]]. Но так как они по великому безумию, хотя было возможно получить, не вкусили хлеба животного, то и истаевают от голода, между тем как язычники наслаждаются. Ибо истинно, как говорит Соломон, //не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит// [[old:pr:10:03|(Притч. 10:3)]]. Это самое пришлось потерпеть иудеям, ибо они нечестиво поступили с Начальником жизни. **Терпящии же Господа**, то есть Христу работающие, единое с Ним мудрствующие и тщащиеся исполнять (сие), **изменят крепость**. Ибо они не пребывают в том бессилии, в каком были некогда, заблуждаясь и находясь под игом сатаны и мирских удовольствий, но получают иную (силу), поелику Христос подает им способность препобедить всякое презренное удовольствие и освободиться от сетей греха; ибо написано: //крепость моя и пение мое Господь// [[old:ps:117:14|(Пс. 117:14)]]. Обновятся же, говорит, так, как орлы. Сему научает и блаженный Давид, говоря: //обновится яко орля юность твоя// [[old:ps:102:05|(Пс. 102:5)]]. **Потекут и не утрудятся**: охотно и с юношескою бодростью будут шествовать путями Божественного благочестия, так как Христос подаст им все нужное для жизни и не попустит утрудиться; ибо Он наполняет сердца любящих Его крепостью свыше, так что, хотя бы и пришлось делателям добра впасть в искушения и тяготы, они преодолевают утомление, будучи твердо убеждены, что терпение весьма вожделенно, и если оно у кого есть, делает того искуснейшим во всех отношениях; ибо //терпение – искусство соделовает, искусство же упование, упование же не посрамит// [[new:rim:05:04|(Рим. 5:4,]] [[new:rim:05:05|5)]] навыкших жить так. К мужеству, – разумеется, относительно всего доброго, – поощряет и блаженный Давид, говоря: //мужайтеся и да крепится сердце ваше, вси уповающия на Господа// [[old:ps:030:25|(Пс. 30:25)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость** **Он дает утомленному крепость, и болезненным умножаяй силы**. Пророк в утешение Иудеям говорит: "Бог укрепляет утомленных в плену и умножает силы изнемогших". //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость** См. Толкование на [[old:is:40:27#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 40:27]] ===== Лопухин А.П. ===== **Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость** //Он дает утомленному силу...// Полная параллель предыдущему стиху: Бог не только сам никогда не ослабевает в силе, но и подкрепляет, в случае недостатка ее, и других - всех утомленных и изнемогающих. Он - вечная сила и первоисточник всякой силы и света. //**Толковая Библия.**// [<10>]