[<10>] ====== Толкования на Ис. 41:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего** **«А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал»**. Здесь дается им некоторое утешение, – именно, что они не таковы, как те, которые возлагают свою надежду на идолов, потому что надеждой их служит Бог, а не идолы. Именами предков – Израиля и Иакова – Бог утешает их. Смотри на сильную помощь! **«раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего".** Бог говорит таким образом для того, чтобы они не являли себя надменными относительно Его. Я, говорит, Авраама возлюбил. Но какая им от этого польза? Чтобы они ревновали и подражали его добродетели. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-10 **Ты же, Израилю, рабе Мой, Иакове, егоже избрах, семя Авраамле, его же возлюбих, егоже поях от конец земли, и от стражб ея призвах тя, и рекох ти: раб Мой еси, избрах тя, и не оставих тебе: не бойся, с тобою бо есмь, не прельщаю: Аз бо есмь Бог твой, укрепивый тя, и помогох ти, и утвердих тя десницею Моею праведною** Весьма довольно посвятив язычников в тайны (веры) и приведши к познанию того, что Бог существует, (что) Он – Содетель всяческих, (что) все подвластно Ему и Его божественным мановениям, что (все) появилось в начале и, приведенное к бытию, пребывает в прекрасном состоянии и имеет непоколебимую твердость, – далее, естественно, ободряет священнодействователей глаголов евангельских, чрез которых должно было производиться слово оглашения язычникам, делает их мудрыми и отважными и желает показать обнаруженную к ним любовь. Посему и говорит: **Ты же, Израилю, рабе мой, Иакове, его же избрах, семя Авраамле, его же возлюбих**. Иаков и Израиль, и семя Авраама возлюбленное суть не кто другие, как уверовавшие во Христа из Израиля, которых как бы неким начатком были божественные ученики. Упоминая же, что отцы были избранными и возлюбленными, говорит как бы так: «происшедшие от корня благородного, столь почтенного и возлюбленного Мною, от крови Авраама! ревнуйте о славе отеческой добродетели и будьте подражателями их боголюбия. А что Он поял Авраама и призвал его от конец земли, или от **стражбе ея**, – это говорит потому, что он (Авраам) издалека из земли халдеев был призван в Иудею; ибо он послушал Бога, который говорил: //изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу// [[old:gen:12:01|(Быт. 12:1)]]. Затем говорит как бы о всем Израиле: **рекох ти: раб мой еси**, ибо он наименован первородным, – был он, как я сказал, и избранным и не был оставлен Богом. Он слышал: **не бойся** и потом: **не прельщаю: аз бо есмь Бог твой укрепивый тя**; ибо он чрез закон научаем был, что Бог един и Господь един, и Ему только одному подобает служить, что он (Израиль) получил помощь от Него и чрез десницу Его, которая есть Его содетельная сила, то есть Сын, – что чрез Него стал безопасным и неприкосновенным от всякого навета, ибо он победил язычников и наследовал землю их. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 8, 10 **Семя Авраамле, егоже возлюбих... Аз бо есмь Бог твой, укрепивый тя... и утвердих тя десницею Моею праведною**, то есть ты - семя Авраама, возлюбленного Мною, которого Я укрепил, призвав от концов земли, от востока. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 8-16 **А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего. В нем Я взял тебя от концов земли и призвал тебя из отдаленных **[частей]** ея и сказал тебе: раб Мой ты, Я избрал тебя и не отверг тебя. Не бойся, ибо Я с тобою; не уклоняйся, ибо Я Бог твой; Я укрепил тебя и помог тебе, и поддержала тебя десница праведного Моего. Вот будут постижены и посрамлены все, борющиеся против тебя, будут, как несуществующие, и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь; восстающие против тебя будут, как ничто, и воюющие с тобою как несуществующие. Ибо Я, Господь Бог твой, взял тебя за правую руку твою, говоря тебе: не бойся, Я помог тебе. Не бойся, червь Иаков, умершие из Израиля. Я помог тебе, говорит Господь, и искупитель твой, Святый Израилев. Я сделал тебя молотильнею новою, имеющею острея зубчатыя. Ты будешь молотить горы и растирать их; и превратишь холмы в пыль. Ты будешь веять их, и ветер разнесет их и вихрь разобьет их, а ты будешь ликовать о Господе, радоваться о Святом Израилеве** Иаков и Израиль есть телесный и духовный, как учит апостол Павел: //видите Исраиля по плоти// [[new:1kor:10:18|(1 Кор. 10:18)]], откуда мы заключаем, что есть и другой, по духу, и к Израилю по плоти говорится: //аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамли бысте творили// [[new:in:08:39|(Ин. 8:39)]]. К ним и выше говорится: зачем ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: //"путь мой сокрыт от Господа и суд мой ускользнул от Бога моего"// [[old:is:40:27|(Ис. 40:27)]]. Теперь, напротив того, Бог говорит к духовному Израилю, который принял пришествие Господа своего, которого Он называет сначала рабом, потом избранным, наконец семенем Авраамовым. Ибо прежде мы приняли дух рабства в страхе [[new:rim:08:start|(Рим. 8)]], а потом быв избраны, достигаем любви Божией. Итак после призвания народов, когда увидели острова и убоялись, концы земли изумились, приблизились и подошли призываются остатки по избранию благодати, о чем пишет и Евангелие: //избра от них// Иисус //дванадесяте, ихже и апостолы нарече// [[new:lk:06:13|(Лк. 6:13)]], которые после рабства детоводительному закону, избраны в Евангелии и удостоились быть семенем Авраама, друга Божия. Ибо в нем Он взял их от края земли, и от отдаленных пределов ея призвал Израиля из всех народов, собирая сперва народ иудейский, о котором и апостол Павел говорит: //вам бе лепо первее глаголати слово; а понеже отвергосте е, обращаемся во языки// [[new:act:13:46|(Деян. 13:46)]]. Итак тебе, — и рабу Моему, и избранному Моему, о котором будет проповедано среди народов и который подвергнется весьма многим преследованиям, Я говорю: не бойся, потому что Я с тобою, которому говорю в Евангелии: //се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века// [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. Не заблуждайся и не отступай от истины, и не прельщайся ложным убеждением, что ты своими силами, будучи неопытен и наг, проникаешь в массу народов и самые неукротимые народы призываешь к кротости. Это Я укрепил тебя и помог тебе, и поддержал или защитил тебя правою рукою праведного Моего, то есть Господа Спасителя, или //десницею Моею//, как перевели LXX. Ибо вот противники твои, народ иудейский и все ведущие борьбу против тебя и преследователи твои обратятся в ничто, и ты будешь искать противников своих, и не найдешь их. И указывается причина, почему не найдет он противников своих: ибо **будут как несуществующие**. Об этих противниках говорится, что они неистовствуют против апостолов, или по еврейскому, //истреблены//. Не должен же ты бояться потому, что Я взял руку твою, говорящий тебе: **не бойся, Я помог тебе, не бойся, червь Иаков, умершие из Израиля**, или как перевели LXX: //малейшие из Израиля//. Поставленного мною: **Я помог тебе, не бойся, червь Иаков**, у Семидесяти нет. Червем же, который по-еврейски называется //tholath//, именуется, вследствие уничижения и поношения, сонм апостолов, подражающий Спасителю, говорящему в псалме: //Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей// [[old:ps:021:07|(Пс. 21:7)]]. Ибо как червь проникает в землю; так речь апостольская проникла в города языческие и вступила в сердца, бывшие прежде крайне жестокими. И справедливо говорится о немногих из Израиля, потому что сравнительно со всем миром уверовали весьма немногие из народа иудейского, которым Господь говорит в Евангелии: //не бойся, малое стадо// [[new:lk:12:30|(Лк. 12:32)]], или, по еврейскому, об //умерших из Израиля//, которые говорят с апостолом: //по вся дни умираю// [[new:1kor:15:31|(1 Кор. 15:31)]]. И в другом месте: //Христови сораспяхся. Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос// [[new:gal:02:20|(Гал. 2:20)]]. Следующее же затем: **Я сделал тебя молотильнею новою, имеющею острея зубчатыя**, означает то, что проповедь евангельская сокрушит противные силы и духовную испорченность, восстающую на разум Божий, каковые, по различию превозношения, называются горами и холмами. И когда они [противные силы и духовная испорченность, восстающая на разум Божий] будут унесены и разсеяны как вихрем, то будет ликовать и радоваться Израиль о Господе Святом Израилевом. Мы можем также сказать, что служитель церкви, имея зубчатыя острея евангельской проповеди на новой молотильне и действуя не по ветхой букве, а по новому духу, сокрушит жестокосердие неверующих, отделяя пшеницу от соломы и растирая холмы и горы, то есть всех ересиархов, которые, быв сокрушены и разбиты, обращаются в пепел и научаются тому, что они ничто, чтобы бывшие худо соединившимися разделились ко благу своему. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, - ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя** //А ты Израиль, раб Мой... семя Авраама, друга Моего... Я избрал тебя и не отвергну тебя. //Возвещая Свой грозный суд языческим народам и заставляя их в страхе трепетать за свою участь, Господь с исполненной любви нежностью обращается к своему избранному народу и преподает ему утешение. //Израиль, раб Мой...// Здесь мы в первый раз встречаемся с тем термином "раба Господнего", который играет такую видную роль во всей второй части кн. пророка Исаии. Позднее, как это мы увидим, данный термин служит у пророка Исаии специальным предикатом Лица - страждущего Мессии, - являющегося как бы Представителем Израиля, а чрез него и всего человечества [[old:is:43:01|(Ис. 43:1-5;]][[old:is:49:05| 49:5-7)]]. Но здесь, равно, как и еще в нескольких местах [[old:is:42:18|(42:18-22;]] [[old:is:44:01|44:1-21;]] [[old:is:48:20|48:20;]] [[old:is:49:03|49:3)]] его книги, термин "раб Господень" пока еще не концентрируется на одной определенной Личности, а берется в общем смысле, т. е. относится ко всему израильскому народу. Название Израиля "рабом Господним", встречающееся и у других пророков [[old:ier:30:10|(Иер. 30:10;]] [[old:ier:46:27|46:27;]] [[old:iez:28:25|Иез. 28:25;]] [[old:iez:37:25|37:25)]], должно быть признано одним из самых выразительных и сильных: "все достоинство и историческое назначение Израиля обнимается таким определением" (Dillm.), т. е. Израиль определяется им и как Истинный, нелицемерный почитатель Всевышнего (верный раб) и как Его самый ближний соратник и любимый домочадец. //Семя Авраама, друга Моего...// Через указание на родоначальника Израиля - Авраама, удостоившегося за свою веру даже дружбы с Богом ([[old:2par:20:07|2 Пар. 20:7;]] [[new:iak:02:23|Иак. 2:23]] ср. в коране - chalil - "друг Божий"), еще сильнее поддерживается мысль о том, что и Израиль, как потомок "друга Божия" ("семя Авраама") особенно близок и дорог Богу. //Я избрал тебя и не отвергну тебя.// Израиль, так часто забывавший о верности Господу, отличавшей его родоначальников - патриархов (Авраама, Иакова) и многократно нарушавший завет с Богом, естественно, мог думать, что этот завет уже уничтожен, и что Всевышний свой вероломный народ давно уже покинул. Но вот, в утешение и ободрение Израиля Сам Бог устами пророка говорит ему, что измена и преступления сынов Израиля не могли поколебать неизменности Божественных предопределений обо всем народе; что хотя народ еврейский за свои неоднократные, тяжкие преступления и несет воспитательную кару, однако он никогда окончательно не будет отвергнут Богом (ср. [[new:rim:11:26|Рим. 11:26]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]