[<10>] ====== Толкования на Ис. 41:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 11-14 **Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе". Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев** Хотя дни твои коротки, и ты червь, однако сознавай величайшую помощь Божию. Не смотри на наступающие бедствия, но уразумевай всемогущую силу. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 11-14 **Се, постыдятся и посрамятся вси сопротивляющиися тебе, будут бо яко не сущии, и погибнут вси соперницы твои: взыщеши их, и не обрящеши человеков, иже поругаются тебе: будут бо аки не бывшии и не будут ратующии тебе. Яко Аз Бог твой, держай десницу твою, глаголяй тебе: не бойся Иакове, малый Израилю, Аз помогох ти, глаголет Бог твой избавляяй тя Святый Израилев** И это (составляет) изъяснение предшествующего: ты, говорит, //Израилю, рабе мой, Иакове, егоже избрах, семя Авраамле, егоже возлюбих// [[old:is:41:08|(Ис. 41:8)]]; **се постыдятся и посрамятся вси сопротивляющиися тебе**. Ибо весьма много бывало по временам таких, которые нечестиво умышляли против святых тайноводителей и пытались противополагать спасительным вещаниям вещания их собственной закоснелости; но обратились в ничто и погибли противники благочестия, так как противодействие священнодействователям божественной проповеди есть, конечно, не что иное, как борьба против догматов благочестия. Итак, не будет (их), говорит, но **взыщеши их, и не обрящеши поругавшихся тебе, будут бо аки не бывшии**. Это тоже, что воспевается гласом блаженного Давида: //видех нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры Ливанския, и мимо идох, и се не бе, и взысках его и не обретеся место его//. [[old:ps:036:35|(Пс. 36:35-]][[old:ps:036:36|36)]]. Восстают многие из привыкших высокомудрствовать против достоинства святых тайноводителей, но они, как говорит Священное Писание, //от земли искоренятся// [[old:pr:15:05|(Притч. 15:5)]], и высокоумствующие подвергнутся страшному и неожиданному истреблению, ибо написано: //иже высок творит свой дом, ищет сокрушения// [[old:pr:17:16|(Притч. 17:16)]]. Итак, **не будут**, говорит, **ратующие тебе, не будут**, говорит, – конечно потому, что никто не устоит против апостолов, а также потому, что во всяком случае настанет пришествие славного мира. Не правда ли? – Нет числа тем, которые вели брань против них (апостолов), однако не найдешь их существующими: они усмиряются и подвергаются прещению божественного гнева. Потому возбуждает их к мужеству, говоря: **аз Бог твой держай десницу твою**, то есть предпочитающий тебя и поставляющий превыше всякого искушения: **аз глаголяй тебе: не бойся Иакове, малый Израилю**. Что касается численности воюющих или начальствующих, то совершенно мал был Израиль (не весь народ разумею, но взятых из него к апостольству); велик, силен и крепок в помощи был спаситель их имеющий необоримую руку. А если Бог освобождает, то кто может озлобить? **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою** **Будут бо яко не сущии... соперницы твои**, то есть Вавилоняне, которые нападают на тебя. //Будут бо яко не бывшии.// Идумеи, Греки и все народы, которые ратуют (воюют) на тебя. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою** См. Толкование на [[old:is:41:08#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 41:8]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-13 **Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: не бойся, Я помогаю тебе** Не давая никакой новой мысли, эти стихи усиленно подчеркивают и развивают предыдущую - о совершенной безопасности Израиля пред его врагами и даже об его полном торжестве над ними. Последнее изображено в таких ярких и густых красках, что, по справедливому замечанию одного из наших комментаторов, в полной силе эти слова невозможно отнести к каким-либо событиям, кроме торжества церкви Христовой над миром (Властов). Здесь, следовательно, мы имеем пример пророческой гиперболы (если относить все сказанное к одному плотскому Израилю), которая, однако, получает свой полный, реальный смысл, если распространить ее и на духовного Израиля, т. е. на церковь Христову. //**Толковая Библия.**// [<10>]