[<10>] ====== Толкования на Ис. 41:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину** Другие же говорят: //«снабженные остриями»//. **«Ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину»**. Но ужели горы и холмы могут быть стерты? Пророк обозначает множество воинов. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 15-17 **Се сотворих тя аки колеса колесничная новая, стирающая аки пила, и сотреши горы, и истончиши холмы, и аки прах положиши, и извееши, и ветр возмет я, и буря развеет я: ты же возвеселишися во святых Израилевых. И возрадуются убозии и неимущии: поищут бо воды, и не будет, язык их от жажди изсше. Аз Господь Бог, Аз услышу их, Бог Израилев, и не оставлю их** Рабы Египтян, собрав снопы с полей на гумно, пускают на них быков, гоняют кругом и копытами их растирают колосья; затем отбирают и отделяют хлеб от мякины. А в других городах и странах стараются достигнуть того же, пользуясь колесницами с пилообразными колесами. Итак, вот, говорит, **о Израиль, сотворих тя аки колеса колесниная новая стирающая аки пила**. Что же стирается? Колос ли, или зерно и что собрано с полей на гумно? Нисколько, – горы и холмы. Но что же они означают? Во первых – лукавые и сопротивные силы, ибо Отец всяческих дал нам (власть) //наступати на змию, и на скорпию и на всю силу вражию// [[new:lk:10:19|(Лк. 10:19)]]; затем, кажется, уподобляет горам и холмам тех, которые, навыкши высокомудрствовать, имеют высокомерный ум, вознесены на высоту, облечены мирскою властью и навыкли, возвышая себя наподобие гор и холмов, противостоять святым тайноводителям, чтобы сделать им путь наиболее трудным, разумею путь постепенного прохождения апостольского поприща. Но таковых, говорит, **истончиши**, сделаешь так, что они на подобие мякины улетят, развеваемые дуновением ветров, произведешь как бы бурю, и она рассеет их: таким образом они обратятся в ничто. Итак, говорит, враги божественной проповеди и преграждающие путь твой, о Израиль, пойдут в погибель. А ты, Израиль, возвеселишися во святых, то есть насладишься, когда увидишь многих ставших святыми и сопричтенных к сынам Израилевым: не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль: //ни зане суть семя Авраамле вси чада, но чада обетования причитаются в семя// [[new:rim:09:06|(Рим. 9:6-]][[new:rim:09:08|8)]]. А что обычно было святым апостолам радоваться и ликов(ствов)ать о навыкших хвалиться верою, то есть (верою) во Христа, (это) изъясняет и Павел, (который), посылая им (послание), говорит: //радосте и венче мой// [[new:fil:04:01|(Фил. 4:1)]]. Я со своей стороны могу сказать, что и каждый из святых учеников был настроен одинаковым образом, – и весьма естественно: для них предметом высшего наслаждения было обращение заблуждающихся и восхождение к лучшему неведущих истины. Итак, **возвеселишися во святых, Израилю**; а кто они, – показывает, говоря: **возрадуются убозии и неимущии**, то есть язычники: ибо они имели недостаток всего доброго и были совершенно непричастны благодатных даров Божиих, потому что совершенно незнающим Его необходимо быть лишенными украшений добродетели. Таким образом **возрадуются убозии и неимущии**. Как или каким образом? – **Поищут бо воды и не будет**, говорит, и **язы к их от жажды изсше**. Говорит здесь: **поищут** вместо «искали». А так как они не нашли, то **язык их от жажды изсше**. В самом деле: были и у Эллинов любители слова, любители исследований и изыскатели истины, но не было у них того, кто сумел бы сему (то есть евангельской проповеди) научить; не было воды животворящей, не было того, кто мог бы насытить догматами истины любителей ее. Посему – **изсше язык их от жажды**. Но **аз услышу их**, говорит Бог Израилев, и **не оставлю их**: помиловал Он множество заблуждающихся и не оставил их в лишении высших даров, напротив, исполнил (ими), а каким образом, – весьма изрядно изъясняет в последующем. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину** **Се, сотворих тя аки колеса колесничная новая... сотреши горы, и истончиши холмы**. Горами и холмами называет пророк царства и укрепления язычников. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину** См. Толкование на [[old:is:41:08#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 41:8]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым** //Вот, Я сделал тебя острым молотилом... ты будешь растирать горы и холмы и сделаешь их, как мякину.// Ты будешь веять их и ветер разнесет их... В приложении к историческому Израилю это опять будет значительной гиперболой, действительное зерно которой можно усматривать только в той религиозно-культурной миссии, которую осуществлял народ еврейский в древнем мире, волей или неволей жил среди других народов, где он подтачивал, подобно червю, корни язычества и содействовал торжеству истинного богопознания. Наглядный пример такого благотворного воздействия сынов Израиля на представителей язычества дает история пророка Даниила [[old:dan:03:096|(Дан. 3:96]]; [[old:dan:06:26|6:26;]] [[old:dan:14:01|14:1-42)]]. Но в полной мере все это должно быть отнесено к духовному Израилю и чудесному действию Евангельской проповеди, или Слова Божия, которое //"живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого"//[[new:evr:06:12| (Евр. 6:12)]], как это прекрасно выясняет и блаженный Иероним. "Я сделал тебя молотильнею новою, имеющей острия зубчатые" означает то, говорит он: "что проповедь евангельская сокрушит противные силы и духовную испорченность, восстающую на разум Божий, каковые, по различию превозношения, называются горами и холмами. И когда они будут унесены и развеяны вихрем, то будет ликовать и радоваться Израиль о Господе Святом Израильском". (Блаженный Иероним). //**Толковая Библия.**// [<10>]