[<10>] ====== Толкования на Ис. 41:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину** Обнаруживая слабость их, Бог вместе с тем показывает свою силу: **«Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину»**, т.е. во время возвращения из плена, не желающие удаления их из Вавилона. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 25-26 **Аз же возставих иже от севера, и иже от восток солнечных, прозовутся именем моим: да приидут князи, и яко брение скуделника, и яко скудельник топчущ брение, тако попрани будете. Кто бо возвестит, яже исперва, да увемы, яже напреди, и речем, яко истинна суть? несть предглаголющаго, ни слышащаго словес ваших** Скопище нечистых идолов, будучи не чем иным, как только деревом и камнем, ввело в заблуждение обольщенных и не возвестило мне ничего, ни первого, ни последнего, и не смогло сделать ни добра, ни зла; а Я, говорит, будучи Богом благим, восхотел //всем человеком спастися и в разум истины приити// [[new:1tim:02:04|(1Тим. 2:4)]], Я спас поднебесную и возбудил многих, лежавших подобно умершим. А кто они таковы, (сему) научает, говоря: **иже от севера, и иже от восток солнечных**, то есть народ языческий, так как, по отношению к области иудейской, самой южной, область язычников была расположена более к северу или занимала место к востоку. Итак, иже **от севера, и иже от восток солнечных** может означать людей из язычников, которые прозваны именем Христа: ибо мы наименованы и есмы христиане; он приобрел нас кровью Своею, мы //куплены ценою// [[new:1kor:06:20|(1 Кор. 6:20)]] и не принадлежим себе [[new:1kor:06:13|(1 Кор. 6:13)]], ибо Он один //за всех умре, да живущие не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему// [[new:2kor:05:15|(2 Кор. 5:15)]]. Посему-то Ему, как Спасителю и Искупителю Своему, и говорим: //разве тебе иного не вемы: имя твое именуем// [[old:is:26:13|(Ис. 26:13)]]. Итак, – мы прозваны именем Его. Не о сем ли сказано устами пророка: //работающим же мне наречется имя новое, еже благословится на земли// [[old:is:65:15|(Ис. 65:15-]][[old:is:65:16|16)]]? По-видимому, под сущим от восток солнечных он разумеет Христа, ибо о Нем написано: се муж восток имя ему [[old:zah:06:12|(Зах. 6:12)]], и затем Бог и Отец говорил о Нем: //Кто возстави от восток правду// [[old:is:41:02|(Ис. 41:2)]]? и действительно Христос был для нас правдою, освящением и вместе избавлением [[new:1kor:01:30|(1 Кор. 1:30)]]. Надлежало, чтобы, по мановению Бога, сожжено было множество идолов и подобно брению повержено под ноги верующих; ибо попираются они, как прах, как брение горшечника и не что иное, потому что от земли было происхождение их. А что всему этому надлежало со временем положить конец при помощи святых, воинствующих и юношески служащих велениям Божиим, (это) показывает, говоря: **да приидут князи**, то есть пусть, предстанут вожди народов, которые бы возбудили верующих в Меня против заблуждения и вооружили против бездушных богов. Кто бо, говорит, из них (ложных богов) **возвестит , яже исперва, да увемы, яже напреди**, дабы, если сказанное сбудется, мы окончательно согласились, что они говорили истину. Но не было, говорит, между лжеименными богами, или между нечистыми духами, **предглаголющаго**, а также и между людьми **слышащаго словес ваших**. Древле в (различных) странах и городах в капищах идольских были ложные гадания и ложные вещания демонов, треножники и чаши (для волхвования – λεβητες) и бесчисленное множество навыкших обманывать (искусных обманщиков) и многие ходили к ним, чтобы получить предсказание. Когда же воссияло нам слово Божие, пали в храмах идолы, умолкли вводящие в заблуждение демоны, или, лучше сказать, низвержены в ад и заключены в тартар; а прежние чтители их прорицаний призваны к познанию истины. Сему научает, говоря: **ниже слышащаго словес ваших ( несть )**. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину** **Аз же возставих, иже от севера... да приидет от восток солнечных.** Это - Зоровавель, священник Иисус, сын первосвященника Иоседека, и прочии с ними. **Да приидут князи и попрани будут**, то есть народ Гога и Греки. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 25-29 **Воздвиг **[его]** с севера, и он приидет от восхода солнца; будет призывать (**или** призвал) имя Мое и приведет сановников как грязь и как горшечник, топчущий (**или** топтал) глину. Кто возвестил изначала, чтобы нам знать, и от основания, чтобы мы могли сказать: "Он правдив". Нет ни возвещающего, ни предсказывающего, ни слушающего слова ваши. Он первый скажет Сиону: вот они, и дам Иерусалиму благовестника. И посмотрел Я, и не было из них никого, кто бы дал совет и спрошенный ответил бы словом** Доселе говорит против идолов и тех, которые после пришествия Христова не захотели оставить их. И так как они пребывают в заблуждении, то говорит, что Он сам воздвиг с севера массу народов. Ибо с севера возгораются бедствия на всех обитателей земли, и Иеремии говорится: //что ты видиши//, Иеремия? //И рекох: коноб поджигаемый, и лице его от лица севера// [[old:ier:01:13|(Иер. 1:13)]]. Воздвигаются же с севера для того, чтобы веровали в того, кто пришел от восхода солнца. О Нем выше мы читали: //кто воздвиг, праведнаго //или правду// с востока//? и в другом месте: //се муж, Восток имя ему// [[old:zah:06:12|(Зах. 6:12)]]. Он призовет (или призвал) их именем Моим, чтобы, оставив идолов, чтили единого Бога. Ибо Он сам говорит в Евангелии: //Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете// [[new:in:05:43|(Ин. 5:43)]]. Он будет попирать князей и сановников и мирское высокомерие, и будут подчинены ему, как глина горшечнику, чтобы //сотворити ов сосуд в честь, ов в не честь// [[new:rim:09:21|(Рим. 9:21)]]. Этого, о чем Я, согласно с обычаем пророков, говорю как о содеянном Мною, как будто бы оно уже миновало, или, по Симмаху, обещаю как //имеющее быть//, не может предсказать никто из демонов и идолов. Поэтому все оракулы умолкли, ибо нет никого, кто возвещал бы, нет никого, кто слушал бы, кода сердца язычников, бывшие прежде несмысленными, поняли свое заблуждение и оставили ложные прорицания. И первый Господь будет говорить Сиону, то есть Церкви своей, и скажет ей: вот сыновья твои, которых Я даровал тебе чрез веру Мою. Указывает же на апостолов, которые во всем мире проповедывали Евангелие. Сион и Иерусалим различаются по именам; но как город один, так и Церковь едина. И так, спросим всех народов, следующих заблуждению идольскому, чтобы ответили, откуда они. И это будет ответом всех, что все следуют суете и ветру и поклоняются делам рук своих. Все сказанное нами об идолах и народах можем относить и к превратным учениям и к князьям их, ересиархам, потому что между тем как Христос возвещает мир Церкви и указывает им путь истины, они следуют заблуждению и уподобляются ветру и вихрю Евреи под воздвигнутым с севера и пришедшим от восхода солнца разумеют ассириян и персов, которые пришли в Иерусалим и попирали всех князей его, и никакой из идолов, которых они чтили, не знал, что это произойдет, кроме одного только Господа, который воздал им за грехи их. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-26 **Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину. Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: "правда"? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших** //Я воздвиг его от севера... от востока солнца будет призывать имя Мое...// В доказательство того, что по контрасту с языческими богами, Бог Израилев способен на истинные пророчества и великие дела, Он возвращается к тому "мужу правды", о котором говорилось раньше (2 ст.). Что касается повторных указаний на "север" и "восток", то в них можно видеть символические определения: известно, что "север" - на языке Священного Писания - означает область мрака, холода и вообще всякого бедственного состояния [[old:is:09:01|(Ис. 9:1-2;]] [[new:mf:04:16|Мф. 4:16)]]; тогда как "восток" - синоним света, тепла и всякого благополучия [[old:gen:02:08|(Быт. 2:8;]] [[new:mf:08:11|Мф. 8:11-13)]]. //Он будет призывать имя Мое...// Или, как у LXX и в славянском "прозовется именем Моим". Существуют две главных версии в толковании этих слов: согласно одной, грядущий завоеватель, т. е. Кир - будет слепым орудием Божественной воли, ее бессознательным проводником; но, однако, таким, чрез которого имя Божие будет прославлено, и сам Кир будет признан особым Божественным посланцем. По другой версии, Кир будет только пассивным орудием в руках Бога, но вместе и активным, сознательным Его исповедником. Принимая во внимание, что Кир, царь персидский, официально исповедывал религию Зароастра - из всех религиозных систем язычества ближайшую к Иудейству, как говорит Делич, - что он, по данным новейших раскопок, был широкий синкретист и что, наконец, по свидетельству других библейских авторов, Кир знал иудейство и питал к нему даже симпатию ([[old:ezd:01:02|1 Езд. 1:2-4)]], мы вправе склониться больше на сторону последнего из этих мнений. См. также Толкование на [[old:is:41:21#lopuxin_ap|Ис. 41:21]] //**Толковая Библия.**// [<10>]