[<10>] ====== Толкования на Ис. 42:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **не возопиет, ниже ослабит, ниже услышится вне глас Его** Этими словами пророк показывает Его кротость. Не с насилием и властностью, но со скромностью и спокойствием примет Он все добродетели. Зачем было кричать Тому, Кто учил этим добродетелям? Какие замешательства не происходили из тех религий, которые люди измыслили себе по гордости! Он же – не так, но все совершил спокойно и без торопливости. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **не возопиет, ниже ослабит, ниже услышится вне глас Его** См. Толкование на [[old:is:42:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 42:1]] ===== Прп. Антоний Великий ===== **не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах** Видение святых бывает невозмутительно. Не будут они ни спорить, ни вопиять, **ниже услышит кто гласа их**. Являются они безмолвно и кротко, отчего в душе немедленно рождаются радость, веселие и дерзновение, — потому что со святыми Господь, Который есть наша радость и Сила Бога Отца. Душевные помыслы бывают невозмутимыми и неволненными, и душа, озаряемая видением, созерцает явившихся. В ней возникает желание божественных и будущих благ, и, конечно, возжелает она быть в соединении со святыми и отойти с ними. //**Житие.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах** **Не возопиет, ниже ослабит, ниже услышится вне глас Его**. Это то же, что и сказанное; //научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем// [[new:mf:11:29|(Мф. 11:29)]]. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах** См. Толкование на [[old:is:42:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 42:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине** //Не возопиет и не возвысит голоса Своего...// Трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит... В этих двух, непосредственно связанных между собой стихах, с одной стороны, дан образ кроткого и смиренного Учителя, с другой - охарактеризованы основные свойства Его будущей проповеди. Лучшей параллелью к первой части рассматриваемого пророчественного образа являются слова Самого Спасителя:// "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем"//.[[new:mf:11:28| (Мф. 11:28-29)]]. Сюда //же// должен быть присоединен и перифраз данного пророчества у евангелиста Матфея: он //"не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его"// [[new:mf:12:19|(Мф. 12:19)]]. Все это значит одно - что Мессия, хотя Он и будет исполнен величайших Даров и полномочий, явится, однако, в самом кротком и смиренным виде //("приняв образ раба"// [[new:fil:02:07|Флп. 2:7]] ст.), без всякой пышности и величия, и будет даже избегать великих торжественно-публичных и демонстративных выступлений в местах общественных собраний. И из Евангельской истории мы, действительно, хорошо знаем, что Иисус Христос и Сам свойства людской славы и шума, и другим неоднократно запрещал разглашать об Его чудотворениях [[new:mf:08:04|(Мф. 8:4;]][[new:mf:09:30| 9:30;]] [[new:mf:12:16|12:16;]] [[new:in:05:13|Ин. 5:13)]]. В полном соответствии с кротким образом Учителя стоят и сведения преподаваемой Им проповеди, о чем далее пророк и говорит таким сильным и образным языком: //"Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит".// Образ надломленной трости встречался уже у пр. Исаии и раньше, в речи о Египте, где говорилось о поражении его Сеннахеримом [[old:is:36:06|(Ис. 36:6)]]. Здесь же символы надломленной трости и курящегося льна имеют не физический, а духовно-нравственный, психологический смысл, характеризуют такое состояние душевной психологии грешника, когда его "дух сокрушен" [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]] и требует высокой степени Божественной любви и снисходительности, чтобы не перейти в отчаяние, а восстать от падения. "Мысль пророка можно выразить так: Мессия - учитель будет преподавать Свое учение так, что тяжких грешников, в совести которых произведена глубокая рана, которых душевное состояние было слабое, колеблющееся сомнением, страхом погибели, и которые потому сокрушались духом, - не будет совершенно сокрушать, повергать в отчаяние, не будет устрашать угрозами гнева Божия, поражать ударами Суда Божия; но будет ободрять дух их своими утешениями, обнадеживать милостью Божией и прощением грехов". (Еп. Петр) См. также Толкование на [[old:is:42:01#lopuxin_ap|Ис. 42:1]] //**Толковая Библия.**// [<10>]