[<10>] ====== Толкования на Ис. 42:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **возсияет и не потухнет, дондеже положит на земли суд, и на имя Его языцы уповати имут** Не бесполезно и не тщетно говорил Он о суде, но правильно: **«доколе на земле не утвердит суда»**. Человеческий суд никогда не совершается по истине, не только потому, что не соблюдаются права, но и потому, что если бы судья и не был подкуплен деньгами или подарками, если бы был свободен от гнева и доброжелательства, то часто сами обстоятельства бессильны открыть истину: или случается какое-либо недоразумение, или не бывает на лицо верных свидетелей. Но истинен только тот суд, в котором Бог, судящий все справедливо, назирает все сокровенное нашего сердца. Так как Он разумеет все, то Он не произнесет суда по каким-либо душевным замешательствам, по ненависти или почему-либо иному. Только в таком суде присутствует истина, так что сами преступники и виновные сознаются, что они осуждены по праву. Что истиннее этого суда? Никому из вас не тайна, что преступники никогда не желают сознаваться в своей вине, но стараются ее скрыть. Ничего подобного – на том суде, но они сами произносят решение относительно себя самих. Даже и в этом мире совершались подобные вещи, – с царем Давидом, который говорит: //«вот, я согрешил, я [пастырь] поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они?»// [[old:2ts:24:17|(2Цар.24:17)]]. Не говори, что он побуждаем был сказать это наказанием, – подобно тому, как те, которые подверглись пыткам и не знают, что они виновны, но под влиянием ударов выдают себя за согрешивших. Не так тот праведник: в то время, когда остальные подверглись наказанию, когда он один был свободен от наказания, он принимал на себя наказание, – говоря: //«я согрешил, я пастырь поступил беззаконно»//. Каин же говорил: //«наказание мое больше, нежели снести можно»// [[old:gen:04:13|(Быт.4:13)]], и это прежде, чем претерпел наказание. А Адам скрылся, чтобы скрываясь сделать свое преступление открытым и явным. Желаешь ли ты видеть подобные вещи и в геенне? Когда богатый услышал, //«ты получил уже доброе»// [[new:lk:16:25|(Лк. 16:25)]], то он не противился и не просил извинения. Пусть никто не говорит, что это сделал страх судии, – мы знаем, что иные отвечают смело и противоречат даже на суде. Разве не было также судии? Обрати внимание на то, как удержавший один талант отвечает: //«я боялся тебя, потому что ты человек жестокий»// [[new:lk:19:21|(Лк.19:21)]]. О, кротость! О, спокойствие Судии! Какие Он перенес слова: //«я боялся тебя, потому что ты человек жестокий»//. Какого судью не воспламенили бы эти слова, но только не Его? В другом месте Он говорит, как бы указывая на причину: //«Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне»// [[old:mih:06:03|(Мих.6:3)]]. В ином месте Он также спрашивает не о новом, а о прошедшем: //«какую неправду нашли во Мне отцы ваши»// [[old:ier:02:05|(Иер.2:5)]]? Справедливо и по заслугам обвиняя Иону, Он говорит: //«неужели так сильно огорчился ты за растение? Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек?»// [[old:ion:04:09|(Ион.4:9, 11)]] Ужели ты не разумеешь, что Он везде указывает нам причину? Он не считал недостойным указать причину даже тогда, когда говорит с диаволом: //«обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла»// [[old:iov:01:08|(Иов.1:8)]]. Нам должно обратить внимание также на тех, которых Он повелевает низвергнуть в геенну. Прежде сядет суд, а потом будет произнесено наказание, так что они подвергаются наказаниям тогда, когда ничего не могут сказать против него: подобно тому, как совершилось с не имеющим брачной одежды, так будет и с теми, которые не доставили Ему брашна, и с теми, которые совершили что-либо подобное (преступное). Он произнесет суд не необдуманно, но после того, как все будет собрано в одно место, и объявит подлежащим наказанию с великой кротостью о мучениях, которым каждый их них подвергнется за свои вины по закону и справедливости. **«Не ослабеет и не изнеможет»**. Полагали, что крест будет препятствием проповеди. Потому хорошо сказано: **«не ослабеет и не изнеможет»**; крест, который надеялись упразднить в скором времени, **«не ослабеет и не изнеможет.»** **«Доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова»**. Видишь ли пользу будущего суда? Когда проповедь о последнем суде раздалась по земле, то ни повеление царей, ни угрозы судей, ни терния, ни мучение, ни смерть, ни какое-либо лукавство не могли затруднить ее, но она была причиной того, что были установлены справедливые законы во вселенной. Хотя и теперь существуют идолослужители, однако, пользуясь всем этим, они воздают благодарность христианам, если не ради религии, которая приводит к познанию Бога, то ради справедливых законов, которые изменили их извращенные нравы к лучшему, и очистили землю от пороков. Если бы христианская религия была искоренена, то совершенный мир окончательно разрушился бы. Сколько прекратилось грехов! Что значит: **«и на закон Его будут уповать»**? В то время только одно имя будет делать то, что делал Он Сам. Когда ты призовешь Христа и обратятся в бегство демоны, то как же ты не поверишь в Его имя? Не следует думать, что Он показывает удивительное только относительно настоящего. Он также даровал прочим залог бессмертной жизни тем же образом, каким явил нам чудесное. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **возсияет и не потухнет, дондеже положит на земли суд, и на имя Его языцы уповати имут** См. Толкование на [[old:is:42:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 42:1]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова** Хотя царь, первосвященники и весь народ ищут убить Христа, но Он не умрет, **дондеже положит на земли суд, и на закон Его будут уповать острова**, то есть не у гасится и не померкнет, пока народы не примут Нового Благовестия Его. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Варсонофий Оптинский ===== **не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова** В Священном Писании, например в Апокалипсисе и даже в Ветхом Завете, встречается слово **"острова"**. Например: **и острова будут уповать на Бога**. Как острова могут уповать? Под словом **острова** разумеются монастыри. А означает весь текст то, что к пришествию антихриста разве в монастырях еще сохранится вера. //**Дневник послушника Николая Беляева.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова** См. Толкование на [[old:is:42:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 42:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова** //Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда...// Несмотря на крайне смиренный внешний вид Мессии и на весьма кроткий характер Его проповеди, слово Мессии будет иметь огромную силу ([[old:is:44:02|Ис. 44:2;]] I ч.) и сделает Его победителем всех народов, более знаменитым, чем известный завоеватель многих народов - Кир. LXX и славянский перевод имеют вариант - //"воссияет и не потухнет"//, - дающий прекрасное поэтическое выражение мысли о вечности и неизменности учения Христа, которое постоянно будет сиять ровным, немерцающим светом. См. также Толкование на [[old:is:42:01|Ис. 42:1]] //**Толковая Библия.**// [<10>]