[<10>] ====== Толкование на Ис. 42:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам** **«Я Господь, это – Мое имя»**. Итак, когда Сын называется тем же именем, то разве Он не воистину Господь? //«Один Господь Иисус Христос»// [[new:1kor:08:06|(1Кор.8:6)]]. Обрати, пожалуйста, внимание на то, что имя **«Господь»** говорится первым. У нас, когда некоторые называются господами, то это имя к ним никогда не прилагается в собственном смысле, но Богу это название принадлежит истинно, потому что Он есть истинно Господь. **«И не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам»**, т.е.: Я отделю Мое имя от идолов, и это на самом деле совершилось во время пришествия Иисуса Христа, Господа нашего: никто уже более не призывает имен идолов, но только имя Господа нашего Иисуса Христа. Кроме того, можно понимать это сказанным и относительно людей, так как люди суть слава Божия, по слову апостола: //«муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия»// [[new:1kor:11:07|(1Кор.11:7)]]. Как отображение чего-либо есть образ, так и человек есть образ Божий. Я, говорит, этой изукрашенной, крепкой, славной и прекрасной статуи, дела рук Моих, никогда не отдам идолам. Видишь ли, что пришествие Христа было необходимо? //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8–9 **Аз Господь Бог, сие Мое есть имя, славы Моея иному не дам, ниже добродетелей Моих истуканным. Яже из начала, се, приидоша, и новая, яже Аз возвещу, и прежде неже возвестити, явишася вам** Собственно, истинно и единственно должен быть и именоваться у нас Богом – Содетель всяческих, как говорит всемудрый Павел: хотя много богов и владык на небе и на земле, но нам //един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у него, и един Господь Иисус Христос, им же вся и мы тем// [[new:1kor:08:05|(1 Кор. 8:5,]] [[new:1kor:08:06|6)]]. А так как Он показал себя совершителем великих и дивных для нас дел, то, говорит, не уступит славы Своей, или боголепных добродетелей, ни бездушным идолам, ни какой-либо другой из тварей, но соблюдет для себя одного. И было вполне естественно, чтобы слава Божества приличествовала не кому-либо другому и существенно различному от Них, но только самой неизреченной и все превосходящей природе. Хотя и говорит, что никому не уступит Своей славы, однако дал ее Сыну, ибо (последний) прославлен, без сомнения, так же, как Отец, покланяемый на небе и на земле. Но как бы мог дать Сыну, одинаковому с Ним в рассуждении единосущия, если бы каждый из Них не составлял особенной Ипостаси? Ибо – едино естество всевышнего Божества, в трех особных ипостасях уразумеваемое и покланяемое у навыкших право мудрствовать. Говоря – **яже из начала се приидоша, и новая, яже Аз возвещу, и прежде неже возвестити явишася вам**, не попускает, чтобы мы хотя в чем-либо не верили слову Спасителя: подобно тому, говорит, как доведено до конца, что было сказано из начала о пришествии Его, так же воистину сбудется и то, что Он возвестит нового, прежде чем оно видимо обнаружится. Что же это такое? – Обещал нам Господь наш Иисус Христос жизнь будущего века, то есть жизнь в нетлении, освящении и правде, небесное царство, достославное причастие духовных благ, плоды милосердия, награды благочестия, венец любви к Нему, чего и да сподобимся мы Его благодатью и человеколюбием. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со святым Духом во веки. Аминь. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам** См. Толкование на [[old:is:42:05#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 42:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам** //Я, Господь, это - Мое имя...// Одна из характерных для пророка Исаии фраз, употребляемая им в тех случаях, когда нужно дать торжественное удостоверение Божественного Всемогущества, Вечности, Неизменности, Самосущия и др. свойств Его абсолютного Существа (см.[[old:is:42:08| Ис. 42:8;]] [[old:is:45:10|45:10-13;]] [[old:is:45:06|45:6;]] и др.). //И не дам славы Моей иному и хвалы моей истуканам.// Назвав Себя Господом, т. е. Единым Вечным, ([[old:ish:03:14|Исх. 3:14-15;]][[old:ish:20:02| 20:2-7]] и др.), Господь раскрывает эту мысль и дальше, что Он по тому самому ни с кем не может быть сравним, так что слава Единого истинного Бога, по праву принадлежащая одному Ему, не может быть ни с кем разделена, и всего меньше, конечно, с истуканами, хотя последние и претендуют на роль богов у язычников. Под "иным", как видно из контекста, разумеются истуканы, или идолы; но этим, по замечанию блаженного Иеронима, не исключаются ни Сын Божий, ни все те праведники, которые получили от Него ту славу [[new:in:17:05|(Ин. 17:5,]][[new:in:17:22| 22)]]. Следовательно, "иной" по-евр. aher - здесь употреблено в смысле "инородный", "другой природы", "враждебной по существу". См. также Толкование на [[old:is:42:01#lopuxin_ap|Ис. 42:1]] //**Толковая Библия.**// [<10>]