[<10>] ====== Толкования на Ис. 42:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И наведу слепыя на путь, егоже не видеша, и по стезям, ихже не знаша, ходити сотворю им: сотворю им тму во свет и стропотная в правая: сия глаголы сотворю, и не оставлю их** **«И поведу слепых дорогою, которой они не знают»**. Видишь ли величайшее могущество Божие, которое сокрушает сокрушителей, приводит мучимых в покой, что и случилось, когда они возвратились из плена. Но это пророчество удобнее применить к язычникам, чем к евреям, так как пророк прибавляет: **«неизвестными путями буду вести их»**; они совершенно не знали пути, так как были слепыми. **«Мрак сделаю светом пред ними»**. Опять пророк говорит об иных чудесах: мрак изменился в свет и печаль в радость. **«Вот что Я сделаю для них и не оставлю их»**. Я дарую, научу и сохраню. После того, как приняли таковые дары от Бога, нам нужно уповать на Его мышцу, чтобы вновь не уклоняться в прошедшее зло. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И наведу слепыя на путь, егоже не видеша, и по стезям, ихже не знаша, ходити сотворю им: сотворю им тму во свет и стропотная в правая: сия глаголы сотворю, и не оставлю их** Когда изшел Господь сил, дабы сокрушить рать, и истреблены враги, а реки превращены в острова и болота изсушены, согласно только что бывшим у нас созерцательным рассуждениям; тогда совершенно искуплены были оказавшиеся в числе военнопленных и подчиненные своеволию диавола. Будучи слепыми (ибо отступник сей ослепил сердца их), они наконец приводятся Христом, очевидно на путь, которого прежде не знали; а путем сим несомненно служат евангельские откровения и житие по разуму и добродетели и красота святой жизни. Посему и божественный Павел возгласил к христианам из язычников: //бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе// [[new:ef:05:08|(Еф. 5:8)]]. Итак, тьма у них стала в свет; это означает: дела перешли в совершенную противоположность, ибо невежды сделались мудрецами, некогда заблуждавшиеся познали прямые пути всякой правды, ничего не знавшие о добре оказались опытными во всякой добродетели и рачителями подвигов благочестия. Кривые пути обратились в прямые, то есть недоступные и труднопроходимые сделались доступными и удобными для езды, ровными и гладкими. Нечто подобное показуется и в проповеди Иоанна Крестителя: //всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холм смирится: и будут стропотная в правая, и острии в пути гладки// [[new:lk:03:05|(Лк. 3:5)]]. Холмы и углубления делают путь неровным; когда же нет ни возвышенностей, ни углублений, то путь оказывается совершенно прямым, удобным для езды и свободным от всяких затруднений. Это и в другом месте негде высказывает сам блаженный пророк Исаия: //путь//, говорит, //благочестивых прав бысть, и приуготован путь благочестивых// [[old:is:26:07|(Ис. 26:7)]]. И действительно путь евангельского жития не труден и не неудобопроходим, а скорее ровен и как бы гладок для любящих изрядную жизнь. Итак, Бог возвещает, что сии слова или обетования Он приведет в исполнение, и не оставит их (людей благочестивых), то есть, всегда сопребудет, согласно изречению: //се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века// [[new:mf:28:20|(Мф.28:20)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их** **И наведу слепыя на путь, егоже не видеша, и по стезям, ихже не знаша, ходити сотворю им**. Так говорится о будущем избавлении Израильтян от плена. Совершенно же исполнилось это на язычниках, которые заблуждались и были слепыми для познания истины, но призваны Христом через святых апостолов. И апостолы ввели их на пути, им неведомые, на стези, по которым не ходили ни отцы их, ни они сами, то есть на новые стези хранения Евангельских заповедей. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их** См. Толкование на [[old:is:42:10#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 42:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их** //И поведу слепых дорогою, которой они не знают... мрак сделаю светом... кривые пути - прямыми...// Под врагами, которым Бог грозит в предшествующих стихах беспощадной истребительной войной, очевидно, разумеются начальники и вожди язычества, державшие народ во тьме невежества и предрассудков. Но самому эксплуатируемому ими народу Бог не только ничем не угрожает, но, наоборот, обещает даже Свою всесильную помощь. Он сравнивает массы простого невежественного и обманутого народа с несчастными слепцами, сбитыми с прямой дороги и заведенными в дремучую тьму. И вот теперь Господь обещает народу, что Он откроет ему его духовные очи, выведет его на прямую дорогу и даст насладиться светом. Данное пророчество, как по содержанию, так даже и по форме, очень сильно напоминает аналогичные же места из разных других глав кн. пророка Исаии, чем доказывается их подлинность и единство ([[old:is:13:22|Ис. 13:22;]] [[old:is:09:02|9:2;]] [[old:is:35:06|35:6-8;]] [[old:is:40:03|40:3;]] [[old:is:41:17|41:17]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]