[<10>] ====== Толкование на Ис. 43:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Будите Ми свидетелие, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и отрок Мой, егоже избрах, да увесте и веруете Ми и уразумеете, яко Аз есмь: прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет** **«А Мои свидетели, говорит Господь, вы»**. Разве Я не исполнил потом истинно того, что предвозвестил? Хотя Я, говорит Бог, Сам по Себе достойный и верный свидетель, однако, и вы также будьте Мне свидетелями. Смотри, как Бог премудро показывает Свое право: сколько раз Он говорит в Евангелии: //«Я Сам свидетельствую о Себе»// [[new:in:08:18|(Ин.8:18)]]; //«свидетельство Мое истинно»// [[new:in:08:14|(Ин.8:14)]]; //«и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня»// [[new:in:08:18|(Ин.8:18)]]; так и здесь говорит: **«раб Мой, которого Я избрал»**, – называя свидетелем и пророка. Это, говорит, Я говорю ради вашего спасения, **«чтобы вы знали и верили Мне, и разумели»**. Видишь ли, Он всегда предпочитает веру мудрости? **«Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет»**. Итак, что же должно сказать о Сыне? Не думай, что Рожденный не есть также Бог, но что сотворенный не может быть Богом. Видишь ли, Он всегда и везде полагает пред нашими глазами Свою вечность и творческую силу; как Он представил нам в доказательство Божества то, что не имеет начала, так теперь – вместе с творческою силою, показал предвидение. Такими-то знамениями и примерами Он показывает нам Бога. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Будите Ми свидетелие, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и отрок Мой, егоже избрах, да увесте и веруете Ми и уразумеете, яко Аз есмь: прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет** Сказав, что ничто не может свидетельствовать о знании будущего нечистыми демонами или изделиями человеческих рук, он ведет беседу с своими пророками и говорит: **будите Ми свидетелие**; ибо Я сообщал чрез вас знание о будущем и Мой Дух блистал в вас. Итак, Я представлю вас свидетелями Моей славы и божественного Моего превосходства. Но Я и Сам буду свидетельствовать о Себе и **Отрок Мой, его же избрах**. Подобно сему сказанное устами нашего Спасителя Иудеям: //аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое: яко вем, откуду приидох и камо иду// [[new:in:08:14|(Ин. 8:14)]]; и опять: //Аз есмь свидетельствуяй о Мне Самем, и свидетельствует о Мне пославый Мя Отец// [[new:in:08:18|(Ин. 8:18)]]. И подлинно, глас Бога совершенно довлеет для удостоверения в том, что ни волил бы Он изречь о Своей славе и превосходстве; но со вторичным значением следует и голос Святых и сознание, усвояющее Ему все, что подобает естеству превысшему всех естеств. Посему, взяв во свидетели святых пророков, Он обращается к наивысшему и совершенно не ложному, говорю, к Себе самому и к собственному Сыну; ибо здравомыслящим, как я сказал, глас Божий довлеет для совершенного удостоверения. Вот сие-то, говорит, Я изглаголал к вам не всуе, **но да увесте и веруете Ми и уразумеете, яко Аз есмь**; ибо чрез знание – вера, а чрез веру – разумение: //аще не уверите, ниже имате разумети, говорит// [[old:is:07:09|(Ис. 7:9)]]. Уверовать же должны вы тому, что **прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет**. Подлинно и прежде Него не было иного Бога, но Он есть начало всего и превыше всякого ума, – и после Него не будет; Он пребывает //Тойже// [[new:1kor:12:05|(1Кор.12:5,]][[new:1kor:12:06|6;]] [[new:evr:13:08|Евр. 13:8)]] и имеет неизменную природу и незыблемое превосходство над всем и непрестанное царство. Ибо Кто не имеет начала бытия, к какому может прийти концу? **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет** См. Толкование на [[old:is:43:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 43:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет** //А Мои свидетели, говорит Господь, вы...// Так как речь пророка обращена была непосредственно к народу израильскому, то его же, следовательно, должно считать и тем лицом, которое выставлено в качестве первого свидетеля. И действительно, вся история богоизбранного народа, со всеми данными ему богоявлениями, откровениями, законами и чудесами, является лучшим и наиболее убедительным доказательством Божественного всемогущества и Его зиждительной, миротворческой Премудрости и Силы. Но, кроме всего этого, еврейский народ был прямым свидетелем исполнения многих божественных пророчеств, касавшихся судьбы различных языческих народов, а также и на самом себе испытал оправдание многих пророческих угроз и обетований. //И раб Мой, которого Я избрал...// Слова эти невольно напоминают начало 42 гл. "Вот Отрок Мой.... избранный, Мой, к которому благоволит душа Моя" (1 с). Очевидно, и относятся они к одному и тому же Лицу - Посреднику Ветхого и Нового Завета, Господу Иисусу Христу, Который не напрасно, в свидетельство своей истинности, ссылался на Свои дела и на волю пославшего Его Отца [[new:in:05:36|(Ин. 5:36-37)]]. "//Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине"// - торжественно ответил Сам Господь на вопрос Пилата: //"что есть истина//" [[new:in:18:37|(Ин. 18:37)]]. //"Верным свидетелем"// неоднократно называется Он и в Апокалипсисе [[new:otkr:01:05|(Откр. 1:5;]][[new:otkr:03:14| 3:14)]]. К Иисусу Христу относят это место и святоотеческие толковники (святой Кирилл Александрийский, блаженные Феодорит, Иероним). См. также Толкование на [[old:is:43:08#lopuxin_ap|Ис. 43:8]] //**Толковая Библия.**// [<10>]