[<10>] ====== Толкование на Ис. 43:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аз Господь Бог святый ваш, показавый Израиля царя вашего** По-видимому, он указывает на Зоровавеля, а в действительности на Христа. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Аз Господь Бог святый ваш, показавый Израиля царя вашего** Великим и необыкновенным делам часто не верят, когда предвозвещается о них. По сей причине и со всею справедливостью Бог всяческих, когда возвещает нечто таковое, выразительно указывает для удостоверения слушателя на свою славу и называет Себя Господом всяческих и Богом. Что же может противостать обладающему такою природою и такою славою? Итак, когда Я, говорит, вам предвозвещаю, то Я не являюсь одним из тех лжеименных богов, которые, будучи совершенно ничем, не могли совершить ничего ни малого ни великого; напротив **Аз** есмь **Господ Бог святый ваш**, то есть достопокланяемый и отдельный ото всех других, совершающий всемощным мановением все, что восхощу: Я же –**показавый Израиля царя вашего**. Это должно понимать двояко: или Он говорит то, что Я показал Себя царем вашим посредством многих знамений и силы и власти, превышающих слово: или же здесь должно предполагать указание на нечто другое. Господь наш Иисус Христос в божественных Писаниях именуется Израилем и Иаковом, равно как без сомнения и Давидом потому, что Он по плоти происходит от семени названных лиц. Итак **Аз**, говорит, **показавый** сущего от крови Иакова и **Израиля царя вашего**. Речь отличается наивозможною благостроительностию. Ибо после того как упомянул об избавлении частном (Израиль, как я сказал, был выведен из Вавилона в Иудею) он необходимо возводит обетование к несравненно большему и напоминаем об избавлении имеющем совершиться чрез Христа и уже не частном и у одного народа, как древле, напротив о всеобщем и простирающемся на всю поднебесную. А что таинство Христа достойно удивления вследствие превосходства домостроительства и величия милосердия в этом к нам, никто не может усомниться, кто однажды познал сие. Ибо Сый Бог по естеству и воссияв из Бога Отца, Единородный уничижил Себя и принял зрак раба, дабы, освободив от насилия диавола находившихся под властью его, подчинить их Своей державе. Итак речь здесь напоминает как о частном искуплении, имеющем быть некогда, которое дано одним только потомкам Израиля, так и о всецелом и всеобщем, очевидно во Христе, чрез которое Бог и Отец спас живущих по всей вселенной. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш** См. Толкование на [[old:is:43:14#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 43:14]] ==== Лопухин А.П. ===== **Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш** См. Толкование на [[old:is:43:14#lopuxin_ap|Ис. 43:14]] [<10>]