[<10>] ====== Толкование на Ис. 43:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну** Не только говорит: Я смягчаю твое наказание, но и: **«грехов твоих не помяну»**. Если ты не желаешь иметь против кого-либо ненависти, то ты не только не говори о том на словах, но не вспоминай о вине его и в уме. Не только должно щадить неправды грешников, но должно совершенно отгонять от твоей души и сам гнев. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 25-26 **Аз есмь, Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради и грехи твоя, и не помяну. Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися** Примечай опять, что силе подзаконного служения не усвоил Бог способности освобождать кого-либо от присущей ему нечистоты; кровь волов и козлов не может уничтожить грехи и тень закона бесполезна в этом отношении, //ибо в законе никтоже оправдается//, по изречению божественного Павла [[new:gal:03:11|(Гал.3:11)]]. Посему пишет в послании и говорит о себе и о других апостолах или уверовавших из обрезания: //мы естеством Иудеи, а не от язык грешницы: уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся// в Нем [[new:gal:02:15|(Гал. 2:15,]] [[new:gal:02:16|16)]]. Итак, не подумай, говорит, что ты мог бы когда-нибудь сделать себя свободным от обвинения в порочности посредством жертв и дыма: напротив ты должен знать, что** Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну**, ибо мы оправдались //не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по великой милости// [[new:tit:03:05|(Тит. 3:5)]] Того, кто восхотел не помянуть наших беззаконий. Только это одно и спасает живущих на земле, имеющих ум слабый и удобопреклонный ко всему, что осуждено законом, //зане прилежит//, говорит, //помышление человеку прилежно на злая от юности его// [[old:gen:08:21|(Быт. 8:21)]]. Посему-то и божественный Давид, вспоминая о человеческих грехопадениях, весьма справедливо говорит: //аще беззакония назриши, Господи, кто постоит? Яко у тебе очищение есть// [[old:ps:129:03|(Пс.129:3)]]. Так являет свое милосердие Бог всяческих и своими благоволительными мановениями и богоприличными прощениями снимает вины и преступления с тех, которые впали в них. Впрочем Он не допускает, чтобы сами помилованные знали благодать оправдывающего. И мы найдем, что это было весьма полезно даже и святым для соревнования. Так блаженный Давид воспевает и говорит негде: //яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну// [[old:ps:050:05|(Пс. 50:5)]] и опять: //яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем// [[old:ps:037:19|(Пс. 37:19)]]. Посему Я, говорит, **не помяну** преступлений твоих, **ты же сам помяни, и да судимся**. Исповедуй их ты и несомненно получишь прощение, как написано: //праведный себе самаго оглаголник в первословии// [[old:pr:18:17|(Притч. 18:17,]] [[old:pr:18:18|18)]]; и опять:// не стыдися исповедати грехи твоя// [[old:prsir:04:30|(Сир.4:30)]]. Этой заповеди не сохранил гордый Фарисей, которого Спаситель в евангельской притче представляет молящимся в собрании, страждущим великою грубостью и из пустой надменности говорящим: //Боже, хвалу тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь, пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего елико притяжу// [[new:lk:18:11|(Лк.18:11,]] [[new:lk:18:12|12)]]. Он не позволил себе говорить о своих грехах; посему и осужден как гордец и лжец ибо никто не чист от скверны, и //много согрешаем вси// [[new:iak:03:02|(Иак. 3:2)]]. Мытарь же знал и исповедал свои грехи; ибо он стоял ударяя себя в грудь и говоря: //Боже, милостив буди мне грешнику// [[new:lk:18:13|(Лк. 18:13)]]. Итак, оправдан тот, кто исповедал свои грехопадения и не скрыл скверну присущей ему мерзости, чтоб получить очищение. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну** **«Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради»**. Слышишь, грешник? Я, говорит Он, изглаживаю твои грехи и прощаю их. Но не за твою епитимью и наказание, а по Своей собственной милости и милосердию: **«Мене ради»**. //**Руководство к исповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 25-28 **Я, Я сам изглаживаю беззакония твои ради Себя, и грехов твоих не помяну. Напомни Мне, чтобы нам судиться вместе; расскажи, если что имеешь, чтобы оправдаться. Отец твой первый согрешил и ходатаи твои отступили от Меня. И Я признал нечистыми **(contaminavi)** князей священных, предал Иакова на убиение и Израиля на поругание** Ты, говорит, Иаков и Израиль, отягощал Меня грехами своими и Я едва мог выносить бремя твоих беззаконий, коих Я не называю ни рабами, ни отроками Своими, но называю просто именем Иакова и Израиля, чтобы указать и обличить грешников. Но Я ради Себя, — так как Я благ, долготерпелив и многомилостив,— изглажу все беззакония твои окроплением и кровию Нового Завета: изглажу старое рукописание, которое было написано против тебя, и более не припомню грехов твоих, которые Я отпущу тебе в крещении, если ты захочешь веровать. Итак напомни Мне: если ты можешь справедливо сказать что либо в ответ Мне, Я охотно выслушаю, чтобы нам вместе судиться и чтобы ты мог доказать, что Я не сделал тебе того, что должен был сделать. Эту мысль в более полном виде мы читаем у Михея: //людие Мои, что сотворих вам или чим стужил вам? Отвещайте Ми. Зане изведох вас из земли египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисея и Аарона и Мариам// [[old:mih:06:03|(Мих. 6:3-4)]]. И в пятидесятом псалме Давид говорит к Богу: "чтобы Ты оправдался в словах Твоих и победил, когда будешь судиться" [[old:ps:050:06|(Пс. 50:6)]]. Итак скажи, если **что либо имеешь, чтобы оправдаться**. Смысл же такой: Я не буду говорить первый против тебя, чтобы ты не сказал, что ты подавлен многочисленностию слов, но сам говори в защиту себя, если имеешь что либо основательное, чтобы ты оказался незаслуженно терпящим испытываемое тобою. Но дабы ты знал, что Я миловал тебя не за твои заслуги, а по Своей благости, Я обращаюсь к твоим отцам и предкам, чтобы ты понял, что ты рожден грешниками. **Отец твой первый согрешил** в пустыне, то есть весь народ израильский. Или же твой прародитель Авраам уличается во грехе, так как он ответил Господу, обещавшему семени его землю обетованную: //по чесому уразумею, яко наследити ю имам// [[old:gen:15:08|(Быт. 15:8)]]. **И ходатаи твои**, говорит, **отступили от Меня**: Аарон и Моисей при воде пререкания, которые говорили как посредники между Мною и тобою [[old:chis:20:start|(Чис. 20)]]. А чтобы мы могли понять, что это объяснение не натянутое, то далее следует: **Я признал нечистыми князей священных**, о которых и в псалме поете: //пожерты быша при камени судии их// [[old:ps:140:06|(Пс. 140:6)]]. О них говорит, что признал их нечистыми, потому что они не вошли в землю обетованную. **И предал Иакова на убиение и Израиля на поругание**, так что никто из вышедших из Египта, за исключением двоих, не вошел в Иудею, но трупы их лежали в пустыне. По Семидесяти, которые от себя прибавили: //скажи ты первый беззакония твои, чтобы оправдаться//, Бог призывает их к покаянию, чтобы они уразумели свои преступления и согрешения и достигли помилования. Ибо и в другом месте написано: //праведный себе самого оглаголник в первословии// [[old:pr:18:18|(Притч. 18:18)]]. О князьях их и отцах говорится, что они осквернили святыни Господни, не служа закону Божию, а следуя преданиям и заповедям человеческим: ради них погиб Иаков и предан на поругание Израиль, удаленный из своей страны и, как изгнанник, странствующий по всему миру. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну** //Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого...// Если же отдельные представители Израиля и получат спасение, войдя в качестве прозелитов в новое благодатное царство, или церковь Христову, то они достигли того не в силу каких-либо своих собственных заслуг, а единственно по неизреченной божественной любви и Его безграничному милосердию [[new:evr:10:17|(Евр. 10:17;]][[new:ef:02:04| Еф. 2:4-10)]]. См. также Толкование на [[old:is:43:22#lopuxin_ap|Ис. 43:22]] //**Толковая Библия.**// [<10>]