[<10>] ====== Толкование на Ис. 43:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня** См. Толкование на [[old:is:43:26#svt_ioann_zlatoust|Ис. 43:26]] //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 27-28 **Отцы ваши первии согрешиша, и князи ваши беззаконноваша на Мя. И оскверниша князи святая Моя, и дах погубити Иакова и Израиля во укоризну** Говоря: //Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну//, Он вместе с тем знал, что некоторые воспротивятся сим словам и скажут: если Ты почтил Израиля прощением, если у него настало некоторое полное спокойствие, если он очищен от скверн, если омылся от нечистоты древних преступлений; то как или за что он подвергся наказаниям, будучи истребляем мечами врагов, потом сделавшись пленником, потеряв родную страну и подпав власти и игу своих победителей, так как он предан был воинам, пришедшим из Вавилона? Посему он отвечает на это, говоря //да судимся//, и утверждает, что они сами были виновниками сего и сами навлекли это на свои собственные головы. Ибо **отцы ваши**, говорит, **и князи ваши беззаконноваша на Мя**. Называя нам здесь отцов, не просто только обвиняет предков, но более кажется желает указать и еще нечто следующее. И избранные для священнодействия мудрецы и законоведы обыкшие детоводить подвластный им народ, могут быт названы отцами и князьями, равно как и вождями подчиненных им. Посему, когда какие-либо беззакония совершаются не простым народом, а напротив теми, которым следовало исправлять преступления и других; тогда неизбежное и должное наказание нечестивцев становится наконец делом необходимым. Итак те, говорит, которые заступают место отцов и получили начальство над вами, **беззаконновали на Мя**. Говоря: **на Мя** указывает на то, что непристойные и нечестивые преступления их совершены не против одного из нас, но против самой славы сущего превыше всего Бога. Рассуждаю так. Если кто обидит одного из ближних своих, подвергнув его своей жестокости и насилию, или другим каким-нибудь способом; то хотя он и погрешает, но против такого же по природе человека, а не против Бога. А кто отвергает служение Ему, подчинил себя обману демонов и поклонился им, тот восстает против Бога и сколько зависит от самого идолослужителя низводит Его с престола Божества и пытается лишить Его превосходства и славы, Ему только Единому подобающих. Сие-то и совершили некогда Израильтяне: ибо они служили идолам и сказавши здравствовать священным откровениям не хотели преклонить Богу свою надменную и жестокую выю. Посему Он обвиняет их и говорит: //священницы не рекоша: где есть Господь? и держащии закон не ведеша мя, и пастырие нечествоваша на мя// [[old:ier:02:08|(Иер. 2:8)]]; и опять: //вскую глаголете ко мне? вси вы нечествовасте и вси вы беззаконновасте ко мне, глаголет Господь Вседержитель// [[old:ier:02:29|(Иер. 2:29)]] Итак, **оскверниша**, говорит, **князи святая Моя**; ибо они возъимели дерзость ставить памятники демонов не только в Иерусалиме, но и могли бы быть уличены как совершители такого нечестия и в самом божественном храме, почему Бог всяческих сказал о синагоге Иудейской: //почто возлюбленная в дому моем сотвори мерзости//? [[old:ier:11:15|(Иер. 11:15)]], называя мерзостью искусно сделанную статую и изображение Бога. Оскверняются святая и другим образом, если пренебрегается кем-либо то, что заповедано было совершать во славу Божию с благоговением и свято и если некоторые ни во что вменяют преступление Его божественных законов. Итак поелику **отцы ваши**, говорит, **беззаконноваша на Мя и оскверниша князи святая Моя**, то и **Я дах врагам погубити Иакова**, и позором облек Я за это Израиля. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня** См. Толкование на [[old:is:43:25#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 43:25]] ===== Лопухин А.П. ===== **Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня** //Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня...// Евреи всякий раз, когда хотели выставить свою праведность и близость к Богу, ссылались на заслуги своих патриархов - Авраама, Исаака и Иакова, своих первосвященников и вождей - Моисея, Аарона, Самуила и др. Господь теперь и поражает их в самое больное и чувствительное место: Он говорит, что даже они - прославленные родоначальники и вожди еврейского народа - и то далеко не были безупречны в своей жизни и в своем нравственном поведении, о чем свидетельствует беспристрастная библейская история каждого из них ([[old:gen:12:13|Быт. 12:13,]] [[old:gen:12:18|18]]; [[old:gen:17:17|17:17]]; [[old:gen:20:02|20:2]] и др.). Еврейский текст имеет слово "праотец", которое многих экзегетов соблазняет искать какой-либо определенной исторической личности (Адама, Авраама, Иакова и др.). Но LXX термин - abicha перевели: "οἱ πατέρες ὑμω̃ν", т. е. как собирательное имя, что гораздо лучше выражает общий смысл текста. Если "отцы" только согрешали, а потом снова восставали и достигали, при содействии Божественной помощи, высокой праведности, то "ходатаи" твои совершенно отступили от Меня. Под этими богоотступными ходатаями всего правильнее будет разуметь "ложных священников и пророков", которые особенно умножились в предпленную эпоху, по свидетельству истинных пророков ([[old:ier:05:13|Иер. 5:13]]; [[old:ier:14:15|14:15]]; [[old:ier:13:start|13 гл.]]; [[old:iez:14:09|Иез 14:9;]] [[old:sof:03:04|Соф 3:4]] и др.). См. также Толкование на [[old:is:43:22#lopuxin_ap|Ис. 43:22]] //**Толковая Библия.**// [<10>]