[<10>] ====== Толкование на Ис. 44:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 24-25 **Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю, Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью** Они, говорит, побуждают Его, чтобы Он произвел и нечто величайшее. **"Кто ин удержаваяй?»** (в русском переводе этих слов нет). Акила: //«кто есть спорящий со Мною?»// Я не говорю: кто накажет, или кто может быть помощником? Хотя это гораздо легче, однако из этого Я открываю силу Своего могущества. **«Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса»**. Везде Он представляет творения выше прочего, чтобы показать Свою силу и попечение, а также подтвердить, что никому невозможно бороться против Него. Если бы Он не сотворил, то Он не мог бы также сохранять. Если Он вначале сотворил без принуждения, или без услуг чьих-либо, то тем более Он будет сохранять после творения. Так как во время творения никому не представлялось случая выражать неудовольствие, и предание твари большим скорбям казалось невозможным, то поэтому величайший из пророков говорил: //«чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли»// [[old:ish:32:12|(Исх.32:12)]]. **«Я Господь, Который сотворил все»**, – как то, что касается вас, так и то, что касается врагов. Не думайте, что есть иной Бог: **«один распростер небеса и Своею силою разостлал землю»**. Он опять говорит о славнейших творениях, которые имеют особое преимущество между прочими. Уразумевай (отсюда), что Он желает удостоверить нас посредством видимого, а не невидимого. **"Разостлал**, – говорит, –** землю"** и кто может разрушить? Это указание великой силы: Он может что-либо сотворить такое, чего не может никто разрушить, не только разрушить, но даже подумать об этом; не только никто не в силах разрушить, но неспособен даже об этом и думать. **«Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников»**; Симмах говорит: //«лжецов»//. Удивительно, что то, что Он делает, Он делает таким образом, что никто не может уничтожить этого. Пусть не Я сотворил небо и утвердил землю; однако, Я разрушил то, что почиталось всеми за великое, и удержал силу тирана, так как Я не только рассыпал слова чревоволшебников, но уничтожил из их сердца самое прорицание. Вот великая сила и непреодолеваемая крепость! **«Мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью»**, – чтобы показать, что Он Господь мудрости и совета. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 24–26 **Сице глаголет Господь избавляяй тя и создавый тя от чрева: Аз Господь совершаяй вся, распрострох небо един и утвердих землю. Кто ин разсыплет знамения чревоволшебников и волшбы от сердца, отвращаяй мудрыя вспять и советы их обуяяй, и уставляя глагол раба своего, и совет вестников своих истинен творяй? Глаголяй Иерусалиму: населишися: и градом Иудейским: возградитеся, и пустыни его просияют** Также и в сих словах Бог всяческих беседует с нами в наивысшей степени благостроительно, и тех, которые безумствовали против славы Его, перенося ее на других, то есть, на не сущих богов, желает удостоверить в том, что Он есть Содетель всяческих и Охранитель, Зиждитель и Творец и самих наставляемых. Поелику же о делах столь многих и дивных дал такие обещания, которые могли вызывать недоверие со стороны некоторых, то благополезно, как я сказал, наперед открывает им свою силу и превосходство, дабы они знали, что непременно и во всяком случае прийдет к концу то, что Он решил совершить. Ибо в каком отношении мог бы быть не довлеющим, или как не в состоянии был бы избавить кого-либо **создавый от чрева**, то есть, приведший и к самому бытию не существовавших некогда, **совершаяй вся**, то есть Охранитель всего, все устроящий и направляющий по своей воле? И все это о безусловным совершенством, потому что Бог не может ошибаться в том, что наиболее прилично Его славе. Или каким образом не был бы всесилен и превыше всякого ума и слова Тот, Кто простер сие превеликое небо и утвердил землю, как говорит Псалмопевец: Он основал //землю на тверди ея// [[old:ps:103:05|(Пс. 103:5)]]? Кто обладает такою силою, или лучше, сам есть всякая сила, Тот, конечно, и доведет до конца все, что бы ни восхотел совершить, без всякого препятствия со стороны кого бы то ни было. Когда же говорит, что **един** распростер **небо**, то не исключает сущего из естества Его единородного Бога – Слово, чрез Которого все и в Котором все, но выражает только то, что из лжеименных богов совершенно никто ни в чем не содействовал сущему над всеми Богу; ибо вовсе не существующие каким образом могли бы быть допущены, как делатели, или лучше сказать, соделатели Зиждителю Богу? Итак, в сих словах, говорим, нет противопоставления Бога Отца в отношении к рожденному из Него и по естеству Сыну, но заключается следующее: делом не иного кого, как только Бога было то, что небо распростерто или что земля возъимела неподвижные основания. Показав таким образом чрез сие славу свою и несравнимое превосходство и величие силы, в последующем раскрывает и ясно излагает: совершителем каких дел будет Он в свое время. **Кто ин**, говорит, **разсыплет знамения чревоволшебников, и волшбы от сердца**? Пока еще не воссиял нам с небес Спаситель всех нас Христос, насилие властительства диавола простиралось на всех, и всех живущих на земле поглощала глубокая тьма: по странам и городам были, подлинно были жертвенники, капища, вереница кумиров, неисчислимое множество лжеименных богов, волшебства и лжепрорицания повсюду и обманы демонов, представляющихся, будто могли знать и предвозвещать будущее, а между тем ничего совершенно не говорящих и не знающих. Когда же свет истинный, то есть единородное Слово Бога, осиял всю поднебесную евангельскими откровениями, когда таким образом прогнана мгла греха, прекратилась оная глубокая тьма и заблуждавшиеся призваны к познанию истины: тогда, и только тогда рассыпались **знамения чревоволшебников**. Чревоволшебниками же называет лжепророков или пифийских прорицателей, от сердца своего отрыгавших, что было угодно им, и не знавших ничего истинного, о таковых и пророк Иезекииль говорит: //люте прорицающим от сердца своего, а отнюдь не видящим// [[old:iez:13:03|(Иез. 13:3)]]. Итак рассыпаны даваемые от лжепрорицания некоторым знамения или предречения таковых: потому что упразднены повсюду эллинские оракулы и умолкли те из богов эллинских, которые обыкли говорить ложь; отвращены мудрые **вспять** и обуяли советы их. Мудрыми же в сих словах, кажется, называет или бывших у Эллинов волхвов, ибо они именовались у них мудрецами; или же, быть может, пользовавшихся у них славою мудрости и острых разумом, обладавших искусством слова и превосходных в красноречии и не имевших недостатка в способности украшать ложь изяществом речи своей. Таковые, говорим, отвращены **вспять**, так как бесплодною и бесполезною оказалась наконец мудрость их, как душевная, земная и демонская. А что в безумие обращена, очевидно, Богом, //премудрость мира сего//, об этом говорит и премудрый Павел [[new:1kor:01:20|(1 Кор. 1:20)]]. Когда же были отвращены, говорит, мудрые, и весь совет их объявлен неразумным и совершенно бессмысленным, тогда Бог и Отец уставил **глагол раба своего**, то есть, евангельское и спасительное откровение, которое изрек нам сам Христос. Показал Бог также и истинным **совет вестников своих**. Под вестниками можно разуметь исполняющих обязанности посланников Христовых и проповедующих миру. Совет же их был благ и увещание повсюду состояло в том, чтобы удаляться от древних пороков, а укрепляться в делании добра и держаться лучшего, познавать сущего по естеству и истинно Бога, его законам подклонять выю свою и таким образом идти к спасению и жизни. Итак, их словеса полны всякой истины, словеса же Эллинов обращены в безумие (обуяли), не имея красоты истины; ибо все у них лживо: и пророчество, и разумение, и неизвестное даже и для самих заблуждающихся множество мнимых богов. С этим изречением предыдущее может соединиться таким образом: **Аз** есмь, то есть, о Иерусалим, **избавляяй тя, совершаяй вся** и распростерший **небо**; посему-то Я есмь, говорит, **глаголяй Иерусалиму: населишися**. Ибо взяли его силою Вавилоняне, опустошившие всю страну Иудейскую; но они избавлены были Богом и свергли иго пленения, так как им позволил это сделать тот, кто сжег Вавилон, – Кир говорю, сын Камбиза. И возвратившись в Иудею, они снова обстроили города и храм и жили в мире. Итак, слово пророческое, говоря о том, что Иерусалим будет вновь построен, благоусмотрительно дает понять слушателям, что он в свое время будет взят и разрушен. И не с печального начинает предсказание имеющего случиться, а наоборот с того, чему естественно было весьма обрадоваться, но вместе с тем приходили на мысль и предметы более печальные. Итак, если Бог повелевает, что Иерусалим должен быть построен, то слово пророчества обозначает Иерусалим как взятый в плен конечно ранее (построения его). Если же кто желает вдаться в более глубокие умозрения, тому скажем, что истиннейшая Иудея, очевидно, есть Церковь обитателями коей и гражданами могут быть почитаемы носящие обрезание в духе [[new:rim:02:29|(Рим. 2:29)]]. Ее, некогда пустынную, явил многолюдною Повелевший быть сему, то есть Бог во Христе. И просияли **пустыни** ее: она оказалась поросшею и как бы покрытою мысленными и прекрасными деревьями и имеющею высокие вершины святых; ибо богодухновенному Писанию обычно растениям и деревьям уподоблять иногда лик святых. Так Бог всяческих сказал устами святых: //положу в безводную землю кедр, и смерчие, и мирсину, и кипарис, и тополю// [[old:is:41:19|(Ис. 41:19)]]. Сказано также к Богу и устами Псалмопевца о святых, в одном месте: //насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил// [[old:ps:103:16|(Пс. 103:16)]]; а в другом опять: //тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею// [[old:ps:095:12|(Пс. 95:12,]] [[old:ps:095:13|13)]]. Не утверждаем, что радоваться свойственно бесчувственным деревьям; напротив, это подобает святым, о которых и говорит, что они возрадовались, когда воссиял миру Христос. Таким именно образом Он и судил вселенней в правду, в вере оправдав некогда заблуждавшихся, а сатану и аггелов его осудив на погибель. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю** Какая возвышенность в словах Иеговы, какая полнота истины! Какое языческое божество могло говорить когда что-нибудь подобное устами обманщиков! Когда диавол от лица Бога истинного мог провозгласить что-нибудь в этом смысле? Только истинному Богу свойственно так говорить. Вся полнота тварей есть, так сказать, преизбыток бытия Его. Все – дело Его премудрого ума, осуществление Его идей: и небо, и земля со всем, что в них и на них есть. Потому-то только Он в полноте сознания истины может говорить: **Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю**. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 24-28 **Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший от чрева: Я Господь, совершающий все, один распростирающий небеса, утверждающий землю и никого нет со Мною; делающий недействительными знамения прорицателей и приводящий гадателей в исступление, обращающий мудрых назад и делающий знание их глупостию, утверждающий слово раба Своего и исполняющий решение Своих посланников; говорящий Иерусалиму: "ты будешь населен" **(или** построен**)**, и городам Иудиным: "вы будете построены, и пустыни его Я восстановлю"; говорящий бездне "иссякни" и реки твои Я осушу; говорящий Киру: ты пастырь Мой и исполнишь всю волю Мою“; говорящий Иерусалиму: "ты будешь построен" и храму: ты будешь основан** После уничтожения идолов и беззаконий Израиля и измышления грехов, когда вся вместе тварь будет ликовать и, по свидетельству Евангелия [[new:lk:15:start|(Лк. 15)]], будут радоваться ангелы на небесах о покаянии грешников: описывается могущество Бога,— что для Него не великое дело — искупить Иакова и восстановить правое сердце в Израиле, которого Он образовал от чрева. И если кому либо это покажется не малым, то это не трудно для того, кто один распростер небеса, как и в другом месте читается: //простира небо яко кожу// [[old:ps:108:02|(Пс. 108:2)]]. И это не потому, чтобы Сын исключался от простертия небес, ибо //вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть// [[new:in:01:03|(Ин. 1:3)]], но для того, чтобы чрез эту мысль, как мы часто говорили, исключить идолов. Ибо и в Притчах Соломоновых от лица Христа, Божией силы и Божией премудрости, говорится: //егда готовяше небо, с Ним бых// [[old:pr:08:27|(Притч. 8:27)]]. //Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася// [[old:ps:032:09|(Пс. 32:9)]], и: словом //Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их// [[old:ps:032:06|(Пс. 32:6)]]. Это мы часто приводим для того. чтобы не оставить никакого повода еретикам к хуле на Христа. Также при утверждении земли, когда Он укреплял основания ея, не было никого с Богом, кроме Того, Кто был в Нем. Итак, Он обладает такими качествами и свойствами, что когда наступит время предопределенного таинства, то будут разрушены все идолы и будет проповедоваться во всем мире познание единого Бога, и Он ниспровергнет и уничтожит все прорицания предсказывателей и чревовещателей и знамения и чудесные явления гадателей, которыми они обольщали род человеческий, и мудрость философов, которая также составляла весьма большую часть заблуждения, обличит в глупости, так как они восхваляются за то, что не человеческою, а божественною мыслию постигли премудрость. Он также осуществит на деле слово отрока или раба Своего, о котором мы выше сказали, и решение Своих посланников, то есть апостолов и всех учителей, возвещавших народам волю Учителя своего. Итак сам имеющий совершить это, могущество которого я описал вкратце, также и к Иерусалиму, который должен быть разрушен вавилонянами, говорит теперь, прежде его разрушения, что он опять будет населен народами, и городам Иудиным, — что они будут восстановлены тем, кто восстановит пустыни его, чтобы все наполнилось жителями. Итак, кто говорит Иерусалиму и Иудее и пустыням ея, что будет населен и построен и возстановлен, тот говорит глубине и бездне, то есть Вавилону: **"изсякни, и реки твой Я изсушу"**, [то есть] все могущество царей. Или же так как назвал глубину и бездну, то правильно поставил, в переносном смысле, и реки, о которых и псалмопевец поет: //на реках вавилонских, тамо седохом и плакахом// [[old:ps:136:01|(Пс. 136:1)]]. И кто восстановляет Иерусалим, тот и разрушает Вавилон. Он говорит также Киру, царю персидскому, который первый разорил Вавилон и халдеев: **ты пастырь мой**, или, как перевели LXX: //чтобы он понимал//. Причина этой разности очевидна. Ибо еврейское слово //rоі//, если читать чрез букву реш, значит //пастырь мой//, а если чрез далет, — //знающий// или// понимающий мой//, — будучи сходными, они различаются небольшою чертою и потому часто смешиваются. В начале книги Ездры написано, что по повелению Кира, царя персидского и индийского, народ иудейский освобожден из плена, и отпущены в Иерусалим, пожелавшие возвратиться с Зоровавелем, сыном Салафиилевым, и Иисусом, сыном Иоседековым, иереем великим. Ибо Господь вдохновил его, чтобы он совершал волю Его и исполнял Его повеления. И ясно присоединил: **говорящий Иерусалиму: ты будешь построен, и храму: ты будешь основан**. Ибо при Кире было повелено, чтобы был построен Иерусалим и храм, для которого было положено только основание при его жизни. Но при Дарии, во второй год его, по пророчеству Аггея и Захарии, начали строить храм. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю** С 24-28 начинается новый отдел, который, дойдя до конца главы, сам здесь еще не оканчивается, а простирается и на 8 первых стихов следующей 45 главы. Первая половина этого периода представляет собой, так сказать, только повышение (арсис), т. е. развитие и усиление тех мыслей, которые обстоятельно излагаться будут лишь во второй части периода, в его понижении (тезис), т. е. в следующей главе. Все повышение рассматриваемого нами периода состоит из одной непрерывной речи Господа, в которой Он воспоминает Израилю главный догмат его веры - о Боге Творце (24), указывает на ничтожество языческих верований и безумие их мнимых мудрецов (25), напоминает оправдание целого ряда Своих прежних пророчеств и произносит новое - о восстановлении Иерусалима и городов Иудиных (26), наконец, говорит о чудесном осушении какой-то символической бездны (27) и об избраннике Божием - Кире, как орудии Его воли в отношении к Иерусалиму и храму (28). //Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою сильно разостлал землю.// Одно из самых выразительных и ясных мест Ветхого Завета, где с такой убедительностью и силой утверждается догмат о Боге-Творце. Подчеркнутое здесь указание на единство Творца направлено, разумеется, не против троичности Лиц Божества, но против сильно распространенного в языческой мифологии известия, что творцом мира был какой-то низший, второстепенный бог, (δημιουργός), который не творил мир из ничего, а лишь преобразовывал, или устроял его из готового материала, да и эту упорядочивающую работу он производил не самостоятельно, а по чужой указке (высших богов) и при помощи различных других сотрудников (низких божеств). В противоположность таким языческим басням Господь устами пророка твердо провозглашает, что Он есть единый первовиновник всего Сущего [[old:is:45:06|(Ис. 45:6-7)]], истинный Творец неба и земли[[old:is:40:22| (Ис. 40:22]]; [[old:is:42:05|42:5)]], у которого не было при этом никаких советников и помощников [[old:is:40:14|(40:14,]] [[old:is:40:28|28)]]. Самый образ "распростертия небес" хорошо нам знаком по известному выражению Псалмопевца: //"простираешь небеса, как шатер"// [[old:ps:103:02|(Пс. 103:2)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]