[<10>] ====== Толкование на Ис. 44:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 26-28 **Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен", и городам Иудиным: "вы будете построены, и развалины его Я восстановлю", Который бездне говорит: "иссохни!" и реки твои Я иссушу, Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан** **«Который утверждает слово раба Своего»**. Признаком могущества служит уничтожение того, что принадлежит другим, и исполнение того, что принадлежит Его рабу. Если бы Он мог только разрушить, то, может быть, сказали бы, что Он только это и может делать; если же Он, разрушая то, что принадлежит чужим, вместе с тем утверждает то, что принадлежит Его служителям, то ясно, что могущество Его совершенно, и Он ни в чем не нуждается. **«И приводит в исполнение изречение Своих посланников»**. Там прорицания, которые Он скоро разрушает, а здесь не только возвещает пророчества, а даже и их исполнение. Мне кажется, что вестниками Он называет здесь людей. **«Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю""**. Симмах: //«Я, говорящий земле: ты будешь опустошена, как бездна, также иссушу твои реки»//. Здесь говорится или о том, что Бог силен совершить это, или же указывается на множество войн, что также сообразно со смыслом. **«Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!""**; Акила говорит: //«Я, Который говорю Киру, нападателю Моему»//; Симмах и Феодотион по их переводу: //«пастырю Моему»//. **«И он исполнит всю волю Мою»**. Здесь также пророк указывает величие силы Божией. Чего Он желает, Он успевает между теми, которые никогда не надеялись на Него и не сознавали Его. Бог подвигнул ум его отпустить пленников по повелению Его, так как все пророки предсказывали о рассеянии и гибели народа, о делах, совершавшихся с великими чудесами. Освободить пленника казалось признаком милосердия, но пред Богом, славить Которого и чтить великими жертвами он (Кир) не умел, это не было признаком милости, но признаком Его высшей силы, которая подвигла дух царя. Как Он привел вавилонян и предал в их руки евреев, так и теперь Он делает это. Ужели Он лишил его свободы, и извратил ум мужа? Никак; Он никогда не лишал его свободы, но побудил его свободу к совершению этого. Бог иногда побуждает людей к добру, но никогда – ко злу, и даже из их зла Он делает нечто доброе, – из тех злых дел, которые совершаются ими, производит нечто доброе, как ясно из истории вавилонян, иудеев и многих других. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и уставляя глагол раба своего, и совет вестников своих истинен творяй? Глаголяй Иерусалиму: населишися: и градом Иудейским: возградитеся, и пустыни его просияют** См. Толкование на [[old:is:44:24#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 44:24]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен", и городам Иудиным: вы будете построены, и развалины его Я восстановлю** См. Толкование на [[old:is:44:24#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 44:24]] ===== Лопухин А.П. ===== **Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен", и городам Иудиным: вы будете построены, и развалины его Я восстановлю** //Который утверждает слово раба Своего... изречение своих посланников...// Судя по всему контексту речи, под "словом" которое Господь утверждает, или оправдывает, должно разуметь пророчество о предстоящем вавилонском плене, которое имеет исполниться на глазах того же поколения. Отсюда под "рабом" Господа следует разуметь пророка Исаию, который, действительно, назывался так [[old:is:20:03|(Ис. 20:3)]]; а под "посланниками" следует понимать и всех других пророков, говоривших о плене и возвращении из него: Иеремию [[old:ier:29:10|Иер. 29:10-14]], Иезекииля [[old:iez:39:25|Иез. 39:25-28]], Иоиля [[old:iol:03:01|Иоил. 3:1]], Амоса [[old:am:09:11|Ам. 9:11-15]], Авдия [[old:av:01:20|Ав. 20 с.]]; Михея [[old:mih:04:10|Мих. 4:10]] и Софонию [[old:sof:03:14|Соф. 3:14-20]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]