[<10>] ====== Толкование на Ис. 44:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Который бездне говорит: "иссохни!" и реки твои Я иссушу** См. Толкование на [[old:is:44:26#svt_ioann_zlatoust|Ис. 44:26]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 27–28 **Глаголяй бездне: опустееши, и реки твоя иссушу, глаголяй Киру смыслити, и вся воли Моя сотворит: глаголяй Иерусалиму: возградишися, и храм святый Мой осную** В свое время Израиль, как я сказал, был отведен в плен, так как взяли страну Иудейскую Вавилоняне. Когда же для пленных окончился уже седмидесятый год и наступило наконец время милосердия к ним, очевидно от Бога, тогда Он восставил против Халдеев имевшего власть над Персами и Мидянами сына Камбизова Кира, который взял их и отпустил Иудеев, узнав, что Бог, Которому они служат, предвозвестил о нем, что укрепляемый помощью от Него он будет и победителем врагов и совершенно неприступен для желающих восставать против него, и что он сам восстановит Божественный храм. Итак, что страна Вавилонская, хотя и очень многолюдная, имела быть совершенно опустошенною, на это указует, говоря: Я есмь, **глаголяй бездне, опустееши**. Бездною в сих словах наименовал бесчисленное множество Вавилонян; реками же страны Вавилонской – стекавшиеся к ней племена, которые были соседни ей и, обладая смежными странами, призывались Вавилонянами на помощь к себе. Есть же опять обычай в Божественном Писании рекам, морям и водам всегда почти уподоблять множество народов. Так о Спасителе всех нас Христе и о множестве народов, которое уловлено словами Его, Божественный Псалмопевец сказал: //глас Господень на водах: Бог славы возгреме// [[old:ps:028:08|(Пс. 28:8)]]. Глас Господень, то есть, евангельская и спасительная проповедь, пронесся по всем народам, когда он как бы возгремел над ними, ибо как гром раздалась по всей поднебесной священная и спасительная проповедь. Написано также опять: //воздвигоша реки гласи своя// [[old:ps:092:03|(Пс. 92:3)]]. Реками в сих словах, думаем, наименованы святые Апостолы, коих гласы, то есть, учения стали известны находящимся повсюду. Сказано негде и о самом Вавилоне и Ниневии: //аки купель водная, воды ея// [[old:naum:02:08|(Наум.2:8)]]. Так-то Бог был **глаголяй бездне: опустееши, реки твоя изсушу. Он же подобным образом был и глаголяй Киру смыслити**, вместо: с разумением все делать и все Ему угодное исполнять. А это состояло в том, чтобы воздать наказание Вавилонянам за то, что сделали они, жестоко опустошив Иудею и предав сожжению священный и Божественный храм; кроме того, – освободить Израиля и храм воссоздать или же основать. Это последнее сказать будет более истинно; потому что Кир повелел восстановить храм, приложив и денежное пособие, и заложил основания его. Но после того как он окончил свою земную жизнь, успех дела, по зависти некоторых, задержан был со стороны преемника его; а за тем опять оно, по Божию мановению, доведено было до конца. Мы имеем о сем подробную историю в богодухновенном Писании (см. [[old:1ezd:04:start|1Ездр.Гл.4]] дал.), и я считаю излишним тратить на сие много слов. Но пусть не говорят некоторые, что Божественное слово лживо, так как не все угодное Богу сделал Кир, будучи человеком идолослужителем. Ибо слова: **вся воли Моя сотворит**, относятся конечно только к тому, что явить (в Кире), соответственно положению дела, волил Бог, то есть, взять в плен страну Вавилонскую, освободить Израиля от уз и рабства, воздвигнуть храм и построить города Иудейские. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Антоний Великий ===== **Говорящий бездне, что она опустеет, что реки твои иссушу** Это нужно понимать как притчу: бездна зла - это диавол. Реки, к нему направленные и в него втекающие, – это бесы. Они пенятся и на нас, смертных, возвышаются и накатываются как волны своими нападениями. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 73.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Который бездне говорит: "иссохни!" и реки твои Я иссушу** См. Толкование на [[old:is:44:24#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 44:24]] ===== Лопухин А.П. ===== **Который бездне говорит: "иссохни!" и реки твои Я иссушу** //Который бездне говорит "иссохни!" и реки твои Я иссушу.// Под бездной и ее реками понимают весь обширный водный бассейн месопотамской низины, в центре которой стоял Вавилон. Некоторые склонны видеть здесь и более определенный намек на известный исторический факт, когда Кир во время осады города Вавилона отвел русло Евфрата и лишил население воды (Герод. I, кн. 190 гл. Ксеноф. Киропед. VI кн. 22 гл.). Об этом упоминает и пророк Иеремия [[old:ier:50:38|(Иер. 50:38;]] [[old:ier:51:36|51:36)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]