[<10>] ====== Толкование на Ис. 45:11 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 11-12 **Яко тако глаголет Господь Бог, святый Израилев, сотворивый грядущая: вопросите Мене о сынех Моих и о дщерех Моих, и о делех руку Моею заповедите Мне. Аз сотворих землю, и человека на ней, Аз рукою Моею утвердих небо, Аз всем звездам заповедах** В этих словах видится изложение смысла слов выше приведенных. Смысл же стихов сих следующий. Если, говорит, глина когда-либо делала упрек горшечнику и руку образовавшего из нее что-либо обвинила как неискусную и недеятельную: если также кто-либо из несуществующих еще или не родившихся, а только ожидаемых родиться позаботился о том, каких детей отец его будет сеятелем: то **вопросите Мене** и вы, имеющие быть в свое время сынами и дщерями Моими: как это могло бы быть, и каким образом вы будете Мне сынами и дщерями? **Заповедите Мне и о делех руку Моею**. Заповедите же говорит вместо: прикажите, и как не ведающему пути в том, что должно совершить, не умедлите дать совет Богу. Достойный удивления, и это по всей справедливости, премудрый Павел написал так: //о глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть?// [[new:rim:11:33|(Рим. 11:33,]] [[new:rim:11:34|34)]]. Совершенно ни в ком не нуждается художница всего Премудрость в делах своих; и нет ничего из касающегося до нас, что было бы для нее недоступным и неудобоисполнимым. Все может Она, как обладающая всемогуществом, лучше же Сама есть вся сила, ибо Бог всяческих есть Господь сил и один Он знает путь дел своих. Итак, не исследимы дела Его и превыше ума и слова, недоступны они для разума человеческого, но Им одним знаемы. И посему веруем, что чрез воду и дух даровано духовное возрождение познавшим явление Христа. Когда Христос желал в ясности представить благодать Никодиму, то Он изъяснял путь сего дела. А тот, совсем не уразумевая, что говорилось, обвинил слова Спасителя в неудобовразумительности; и так настроенного (Никодима) Он увещал принимать чудо верою, говоря: //еже вемы, глаголем: и еже видехом, свидетельствуем// [[new:in:03:11|(Ин. 3:11)]]. Итак, если мы не разумеем пути Божественных дел, то, удаляя ум свой от всякого сомнения, скажем Богу; //вем, яко вся можеши, невозможно же Тебе ничтоже// [[old:iov:42:02|(Иов. 42:2)]]: не станем вопрошать Его о дщерях и сынах Его; и не заповедуем или не дадим Ему правил о делах рук Его; но как глина горшечнику, предоставим Богу делать угодное Ему. Ибо Он без труда переменяет, как восхощет, принадлежащее нам и преобразует ум от худшего к лучшему и всылает в нас сердце новое, искоренив прежнее. Нечто подобное сказал Он и устами Иезекииля: //исторгну каменное сердце от плоти их и дам им сердце плотяно// [[old:iez:11:19|(Иез.11:19)]], то есть нежное и кроткое, способное к тому, чтобы они знали Меня, что Я есмь Господь. Так, удаляясь от всякой порочности и скверн, за тем переустрояя душу свою к желанию совершать добро, а к сему присоединив еще духовное возрождение от воды и духа, мы будем сынами и дщерями Божиими. А что у Него есть всемогущество, на это Он указывает, говоря: **Аз сотворих землю, и человека на ней**. Виновник же происхождения человека, приведший не существовавшего некогда в бытие, как может быть бессилен к духовному преобразованию его? И не очевидно ли, что по Его мановению естество тварей могло бы перейти во всякий вид, сообразно Его мысли? Что же странного, если душу человеческую преобразует в угодный Себе вид Тот, Который своею рукою утвердил небо? Вседетельною же рукою Отца мы называем Сына, чрез Которого все и в Котором все. Ибо //Словом Господним//, сказано, //небеса утвердишася// [[old:ps:032:06|(Пс. 32:6)]]. Сам Он всем звездам заповедал, то есть, повелел, как каждой из них быть должно. Солнце поставлено //в начала дне//, а луна –//нощи// [[old:gen:01:16|(Быт.1:16)]]. Но //солнце//, как говорит Псалмопевец, //позна запад свой//. //Положил// также //тму// Бог всяческих, //и бысть нощь// [[old:ps:103:19|(Пс. 103:19,]][[old:ps:103:20|20)]]. Воспевает опять и Божественный Давид и говорить: //Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ти совершил еси зарю и солнце// [[old:ps:073:16|(Пс. 73:16)]]. Итак, каждое из сих светил совершает определенное ему течение, благоустроенным движением, и в отмеренные промежутки часов. Подобным же образом и остальные из звезд по данному им от Бога закону восходят как, и заходят в известные времена. Им заповедал так Бог, сый по естеству и всяческих Создатель Господь. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих** **«Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его»**. Акила говорит: //«возвратитель его»//; Симмах: //«искупитель его»//. **«Вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?»** Можно ли отцу отвечать за детей, или творцу за творение? Вы никогда и ни под каким условием не можете промышлять и заботиться лучше, чем могу Я. Не спрашивайте о том, что происходит по необходимости природы, но лучше судите о том, что происходит по Моим благодеяниям. В рождении не вся заслуга принадлежит отцу, так как это есть дело природы, но все принадлежит Мне, и рождение происходит по Моему благословению; если какая заслуга приписывается отцу, то гораздо большая есть Моя заслуга, так как отцы являются только средством, а Я – истинная причина всего. **«Тако глаголет Господь... сотворивый грядущая»** (в русском переводе слова **"грядущее»** нет). Хорошо сказано:** "грядущее»**, т.е. будущее, потому что не должно помышлять только о прошедшем. Для обличения вас достаточно было только того, что вы призваны к жизни из ничего и что вы получили эту жизнь по Моей премудрости. Ужели Я не люблю вас? – говорит Он. Но не достаточно только любить. Ужели Я не умею заботиться о вас? Чтобы нам знать ведение Его, коим Он обо всем промышляет, Он привел такой пример: Он называет отца и мать, чтобы более удостоверить нас о Своей любви. Никто не скажет: я не могу заботиться, я умею любить, но не желаю; но все говорят: я люблю и забочусь. Мне кажется, что Он говорит как бы так: как сын не может говорить ничего подобного матери, хотя он произошел на свет из ее утробы в скорби, так и вам не должно ничего говорить подобного. //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- Сказанное же означает: «Напоминает ли кто отцу и увещевает ли его, чтобы он заботился о ребенке? Или художнику и ремесленнику, чтобы он не давал погибнуть своему делу? Если же в отношении людей достаточно самой природы и искусства, чтобы обнаружить попечение, то неужели вы думаете, что Я нуждаюсь в увещании, чтобы заботиться о Моих детях и делах?» Сказал же Он это для того, чтобы, не призывая Его, знали, что еще и раньше призвания Бог делает Сам, но вместе желает, чтобы Его и призывали, потому что отсюда бывает великая польза для призывающих. **//Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих** См. Толкование на [[old:is:45:09#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 45:9]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я** //Я создал землю, и сотворил на ней человека...// Безрассудство и претенциозность выставленных возражений Господь опровергает одним безапелляционным аргументом - указанием на Себя, как на Творца всего мира, в том числе и самого человека (ср. [[old:is:40:26|Ис. 40:26;]] [[old:is:42:05|42:5]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]