[<10>] ====== Толкование на Ис. 45:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кленуся Мною самим, аще не изыдет изо уст Моих правда, словеса Моя не возвратятся: яко Мне поклонится всяко колено, и исповестся всяк язык Богови, глаголя** См. Толкование на [[old:is:45:22#svt_ioann_zlatoust|Ис. 45:22]] **//Толкование на пророка Исаию.//** ---- Чрез пророка Он говорит: //«один распростер небеса»// [[old:is:44:24|(Ис.44:24)]]. Обрати вни­мание на слово: //"один"//, так как ты представляешь //«единого истин­ного Бога. ...Один распростер небеса»//. И здесь подобным же обра­зом Он говорит: **«Мною клянусь»**. Посмотри на власть и силу говорящего. //«Кроме Меня нет Бога»//, сказал Он; и еще: //«Я первый и Я последний»//; и еще: **«Мною клянусь»**, чем вы­разил то, что нет никого больше Его, говорящего. Поэтому и апостол говорит: //«Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою»// [[new:evr:06:13|(Евр.6:13)]]. Следовательно, не имеет большего себя тот, кто говорит: **«Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное»**. Для чего же ты и клянешься? **«Предо Мною преклонится всякое колено. Мною будет клясться всякий язык»**. Кто же говорит это, еретик? Отец или Сын? Для меня верующего и для всякого благочестивого достоинство Отца есть достоинство и Сына. Заметь и то, что многое из сказанного нами говорится для опровержения, а не для научения. Для меня и для всякого веру­ющего остается твердым тот догмат благочестия, что где пред­ставляется говорящим один Отец, там разумеется вместе и Сын, и Дух Святый. Где говорит Сын, там и власть Отца; где действует Дух Святый, там действует и Отец. Не разделяется слава святой Троицы, как не разделяется и учение истины. Не исповедуй же царства кого-либо одного из Них. **//Беседа на слова: какой властью Ты это делаешь?//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Кленуся Мною самим, аще не изыдет изо уст Моих правда, словеса Моя не возвратятся: яко Мне поклонится всяко колено, и исповестся всяк язык Богови, глаголя** См. Толкование на [[old:is:45:21#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 45:21]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык** Смотри, как Он, Всеправедный, уверяет тварь в Своей правде: **Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное.** Что же говорит эта правда Божия? То, что Богу всяко колено поклонится и всякий народ исповедает Его Богом, говоря: правда и слава к Нему придут, как к Своему Источнику, и все, отлучающиеся от Него, будут посрамлены. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык** См. Толкование на [[old:is:45:18#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 45:18]] ===== Лопухин А.П. ===== **Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык** //Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное.// Во свидетельство высшей непреложности всего сказанного идет обычная в таких случаях клятва ([[old:gen:22:16|Быт. 22:16]]; [[old:gen:24:07|24:7]]; [[old:ish:13:05|Исх. 13:5]], [[old:ish:13:11|11]]; [[old:ier:22:05|Иер. 22:5]] и др.). Смысл и значение Божественной клятвы раскрыт апостолом Павлом [[new:evr:06:13|(Евр. 6:13)]]. //Предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык...// Лучшим комментарием данного места является известное пожелание того же апостола: //"дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца//" [[new:fil:02:10|(Флп. 2:10-11]], ср. еще [[old:ps:021:28|Пс. 21:28-30]] и [[new:rim:14:11|Рим. 14:11)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]