[<10>] ====== Толкование на Ис. 48:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой - медный** Он утверждает это затем, чтобы кто-либо не сказал, что пророчества, постоянно угрожающие будущими наказаниями, нисколько не приносили пользы, и что они сами от угроз не получили никакой пользы, и не стали лучшими. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 4-11 **Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя, и чело твое медяно. И возвестих ти, яже древле, прежде неже приити на тя: слышана тебе сотворих. да не когда речеши, яко идоли мне сия сотвориша, и не рцы, яко изваянная и слиянная заповедаша мне. Слышасте сия (ταυτα) и вы не разуместе: но и слышана тебе сотворих новая отныне, яже имут быти: и не рекл еси: ныне бывают, а не прежде, и не в преждния дни слышал еси сия: не рцы: ей, вем сия. Не ведел еси, ниже разумел еси, ниже исперва отверзох ушеса твоя: ведех бо, яко отвергая отринеши и беззаконник еще от чрева прозовешися. Имене Моего ради покажу ти ярость Мою, и славная Моя наведу на тя, да не потреблю тебе. Се, продах тя не сребра ради: изъях же тя из пещи убожества. Мене ради сотворю ти, яко Мое имя оскверняется, и славы Моея иному не дам** В сих словах раскрывает, как неизъяснимо сострадательно Высочайшее Существо и какое милосердие оказывает оно к людям, хотя многие из них постоянно оскорбляли Его; ибо Оно обладает благосердием, равным Его славе, и Оно как отличается неизмеримым превосходством пред смертными, так и обладает несравненным человеколюбием. Ибо смотри, хотя Оно знает, что Израиль жесток и имеет выю гордую и несокрушимую, так что кажется жилою железною, то есть, жесткой и непреклонною,-**чело** же **медяно**, то есть, опять потерявшее способность краснеть и смущаться и утратившее всякую стыдливость; однако ж Оно предвозвестило ему будущее и **прежде неже приити, слышана сотвори**. И поступал так не напрасно. Но поелику они имели сердце, не восприимчивое к вразумлениям; то Он давал проречения о бедствиях, дабы они немного потрясенные страхом отстали от постыдной и самой отвратительной жизни и почувствовали расположение стремиться к лучшему и оставивши достойное проклятия и мерзостнейшее служение, которое они совершали лжеименным богам, решились поклоняться Единому по природе и истинному Богу. Ибо тех, которых слово не отвращает от постыдных дел, иногда против воли их удерживает страх. Кажется, это и внушает нам божественный Давид, воспевая u говоря к Спасителю всех Богу: //броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе// [[old:ps:031:09|(Пс.31:9)]]. В речах пророка Иеремии мы находим, что после того как Вавилоняне взяли святый город, опустошили всю Иудею, а Израиля отвели в плен, – оставшиеся женщины вместе со спасшимися Израильтянами хотели уйти в Египет, и когда пророк противился этому и убеждал их оставаться дома и объяснял причину этого, они против этого вопияли, говоря: //егда престахом кадити царице небесней,-пришли на нас все несчастия сии// [[old:ier:44:18|(Иер. 44:18)]]. Ибо они думали, что они подверглись плену за то, что оскорбили лжеименных богов и лишившись их помощи подпали под ноги врагов. Посему пророк Иеремия и сказал Богу: //Господи, очи твои зрят на веру, бил еси их, и не поболеша, сокрушил еси их, и не восхотеша прияти наказания// [[old:ier:05:03|(Иер. 5:3)]]. Посему, говорит, когда Я возвестил тебе о случившемся прежде, нежели оно наступило, ты не должен говорить опять, **яко идоли мне сия сотвориша**. Что **сотвориша**? Το, что подвергся именно бедствиям вследствие войны. Не вследствие гнева их ты отведен в плен, не за то, что ты отверг помощь от них, они навели на тебя неизбежное наказание; ибо они **суть изваянная и слиянная**; не говори также себе самому, говорит, и того, что идолы **заповедаша мне**, вместо: угрожали, или предвозвестили, чтоя подвергнусь таким бедствиям. **Слышасте сия от Мене, и вы неразуместе**, то есть, не вразумились и не сделались мудрыми. Ибо утверждаем, что в этом именно и состоит разумение; потому что умным делом и плодом достойного удивления благоразумия было бы предотвратить то, о чем было предсказано, не ожидать наступления бедствий, но избегнуть всякого гнева и наказания. Ибо предсказания даны были Богом, еще когда события не совершились. Итак не говори, **что не прежде, и не в преждния дни слышал еси сия**; ибо я предрек об этом от начала. **Не рцы, яко вем сия**, разумеется чрез лжепророков и обманщиков. **Не ведел, еси, ниже разумел еси, ниже исперва отзерзох ушеса твоя**, то есть, прежде нежели были произнесены мои слова, Я сделал тебе известным это но чрез другого; но Я привел в исполнение то, что было предречено; **ведех бо, яко отвергая отринеши, и беззаконник еще от чрева прозовешися**. А те, которые поступают вероломно и возлюбили беззаконие и это от чрева матери (ибо с детства научались служить богам иным), должны подвергнуться заслуженным ими наказаниям. Показах **ти ярость Мою, имени Моего ради, и славная Моя наведу на тя, да не потреблю тебе**. Ибо необходимо было показать гнев на Израиля, гордого, привязанного ко всякой нечистоте и нисколько не думающего воздавать честь Богу. Но для того, чтоб он опять увидел величие человеколюбия, свойственного Богу, к бедствиям присоединяются чудные дела, дабы они (Израильтяне) не погибли. Ибо Он спас их из руки врагов и попавших в сеть наказания избавил и от уз плена освободил, дабы Израиль не совсем погиб. **Се продах тя не сребра ради**, то есть, не ради денег, потому что ничего такого я не требовал от тебя и не нуждался ни в чем земном, ни в заклании тельцов, овец и козлов, но за то, что ты согрешал и не радел о подобающей Мне от тебя чести и славе. **Изъях же тя**, говорит, **из пещи убожества**; потому что он находился в рабстве у Вавилонян; а необходимым последствием бедствий рабства бывает то, что впадают в недостаток всякого блага. **Мене ради сотворю ти, яко Мое имя оскверняется**; ибо победители думали, что хотя Бог и хотел их спасти и покровительствовал им, но они победили Его и вопреки Его воле получили владычество над тем, кому Он помогал. Посему, говорит, **оскверняется имя Мое**, когда те имеют такое понятие о Мне. Но Я **не дам** никому иному **славы Моея**: а слава Божия состоит в том, чтоб спасать и миловать и господствовать на всеми и без труда приводить в исполнение то, что Он захочет совершить. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой - медный** См. Толкование на [[old:is:48:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 48:3]] ===== Лопухин А.П. ===== **Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой - медный** //Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя, и чело твое медяно...// Славянский перевод здесь лучше русского передает мысль пророка, его художественно сильный образ крайней жестоковыйности Израиля [[old:ish:33:09|(Исх. 32:9]]; [[old:ier:05:03|Иер. 5:3]]; [[old:iez:03:07|Иез. 3:7-8]]; [[old:zah:07:12|Зах. 7:12)]]. Она же именно и заграждала доступ к сердцу Израиля всех обличающих и предостерегающих увещаний пророка. Данные слова пророка Исаии очень близко стоят к изречению Второзакония: //"ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою..."// [[old:vtor:31:27|(Втор. 31:27]]; ср.[[old:is:32:15| 32:15)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]