[<10>] ====== Толкование на Ис. 49:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аз же рекох: вотще трудихся, всуе и ни во что дах крепость мою: сего ради суд мой пред Господем и труд мой пред Богом моим** А другие говорят: //«исполнится, будет издержана и вместе будет истрачена»//. Видишь ли, какими словами Израиль приносит свои приношения Богу? Нет ничего иного лучше этих слов. Так как он сознавал, что Бог радуется такого рода словам, то сказал: **«Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего»**; другие же говорят: //«суд и правда»//, т.е.: Господь отомстил за меня. **«И труд мой пред Богом моим»** (этих слов в русском переводе нет): я, говорит, ради Него действую, ради Него тружусь. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Аз же рекох: вотще трудихся, всуе и ни во что дах крепость мою: сего ради суд мой пред Господем и труд мой пред Богом моим** Явился Спаситель всяческих, дабы всю поднебесную избавить от жестокости диавола, смерти и греха и осиять приходящих к Нему чрез веру священными дарованиями. Призваны же к сему, и притом прежде других, потомки Израиля. Таким образом они предпочтены язычникам, так что Христос Иисус говорит: //несмь послан, токмо ко овцам погибших дому Израилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]]. Но они, прияв столь славную и изрядную честь, оказались неверами, и дерзкими отступниками, и высокомерными, жестокими и надменными. И тогда как им надлежало со всею охотою прийти к благодати и обогатиться проистекающими из нее благами, они отнюдь не сделали сего, но сопротивлялись Зовущему ко спасению, безрассудно понося Его,и порицая неудержимо, и чего ужасного не наговаривая на Него бесстыдно, и наконец распяли. Итак, что касается до упорства неверующих и обвинений, нагло измышленных ими, то вотще трудился Спаситель, и всуе, и ни во что дал крепость Свою; ибо не терпел, как я сказал недавно, священной проповеди Его несмысленный Израиль, не почтил Его труд. А трудом для слова было то, что Оно стало подобным нам и претерпело человеческое уничижение. Но суд мой, говорит, пред Господом, и труд мой пред Богом моим. Ведал, говорит, Отец те труды, какие понес Я за спасение их; посему и суд произнесен Им. Какой же был суд? Отторгнуты от общения с Ним, отвержены от того, чтобы быть народом Божиим, непричастны стали спасения от Него, не вкусившими остались надежды святых, и вместо них призвано множество язычников. И вместо пастырей их рукоположены иные — праведные, и боголюбивые, и рачители святых подвигов, и могущие водительствовать народами, //светила в мире, слово животно придержаще//, как говорит всемудрый Павел [[new:fil:02:15|(Фил. 2:15-16)]]. Желаешь знать суд Отца или приговор над ними, послушай, что говорит Спаситель наставникам иудейским: //человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем, и отъиде//. Потом говорит: посла раби своя прияти плоды, и все подверглись опасности. Когда же наконец послал Сына, и видевша его, говорит, реша в себе: //сей есть наследник: приидите, убием его и удержим достояние его. И убиша//. После того как сказана была эта притча, Господь говорит опять: //егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем?// Они же отвечали Ему: //злых зле погубит их, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя//. И на это говорит Христос: //сего ради глаголю вам, яко отимется от вас царствие божие и дастся языку творящему плоды его// [[new:mf:21:38|(Мф. 21:38-43)]], что и действительно приведено в исполнение. Назначены иные рачители вертоградов и мудрые земледельцы, то есть божественные ученики. При них облака ниспослали нам дожди, хотя им и повелено уже не орошать более виноградник иудейский. При них уже не терние, но гроздие собрал Христос, ибо мы научены говорить: //Господь даст благость и земля наша даде плод свой// ([[old:ps:084:13|Пс. 84:13]] и [[old:ps:066:06|Пс. 66:6]]). Мог бы кто-либо сказать, что еще и иным образом труд Сына явился в очах Отца и совершился суд праведный. Для сего рассмотри опять значение слова (пророческого), приняв во внимание домостроительство, которое и сам премудрый Павел нам изъясняет говоря, — что сын, будучи в образе Отца и в равенстве с Ним, //не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил и был послушлив Отцу даже до смерти, смерти же крестныя//; и по сей причине Он превознесен и имя даровано Ему //паче всякого имене, да о имени Его всяко колено поклонится// [[new:fil:02:06|(Фил. 2:6-10)]]. Он был и есть слово — Бог. После же того как наименовался человеком, и поистине стал таковым, Он восшел в славу с плотью; познан был, что Он есть Бог и трудился не всуе. Сей образ домостроительства послужил Ему в славу, так как Он посвятил Себя не на что либо бесполезное и странное, но явил Себя Спасителем и Искупителем поднебесной, что, будучи познано, приуготовило к поклонению Ему небо и землю и даже преисподняя. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего** См. Толкование на [[old:is:49:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 49:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего** //А Я сказал: напрасно Я трудился...// Данными словами Отрок Господень, Сын Божий, выражает сомнение в успехе своей миссии - даже больше того - сознает ее бесполезность и как бы разочаровывается в ней. Историческое оправдание этих слов должно видеть в том печальном обстоятельстве, что первая и ближайшая цель пришествия Мессии - собрание заблужденных овец дома Израилева [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24]]; [[new:mf:23:37|23:37)]] - по жестокосердию последнего не осуществилась[[new:in:01:11| (Ин. 1:11)]]. В сознании этой как бы некоторой недостаточности и неполноты искупительной миссии Богочеловека и следует видеть главную причину той глубочайшей сердечной муки и того чувства подавленности и покинутости, которые испытывал по человечеству Божественный Страдалец, как еще накануне, во время моления о чаше в Гефсиманской роще, так и вися на кресте, в последний предсмертный момент ([[new:mf:26:37|Мф. 26:37-38]] и [[new:mf:27:46| 27:46]]). //Но Мое право - у Господа, и награда Моя - у Бога Моего...// Вместо слов "право" и "награда" LXX и славян. перевод имеют: "суд" и "труд". В евр. тексте первое понятие выражено термином mischpath, что значит "суд", а также и признанное судом "юридическое право" на что-нибудь [[old:vtor:21:17|(Втор. 21:17)]]; а термин - peulla соответствующий себе синоним имеет в латинском слове merces - "награда", "плата за труд". Следовательно, смысл этого утешения будет таков: хотя дело Мессии, т. е. результат Его искупительного служения, и не будет сопровождаться желанным успехом в отношении к большей части еврейского народа, однако через это оно не потеряет своей цены в очах высшей Божественной правды, которая ясно видит, что причина такого некоторого неуспеха лежит не в деятельности Мессии, а в жестокосердии людей, противящихся истине. Выражения, аналогичные данному, встречались нам у пророка Исаии и раньше [[old:is:35:04|(Ис. 35:4]]; [[old:is:40:10|40:10)]]. О самом же характере и содержании этой награды речь будет ниже [[old:is:53:10|(Ис. 53:10-12)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]