[<10>] ====== Толкование на Ис. 49:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя** **«И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе»**; не иной смысл (этих слов), как если бы кто сказал: я есмь Его. **«Чтобы обратить к Нему Иакова»**. Симмах говорит: //«возвратиться».// **«И чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа»**. Нам нужно приходить к Господу не в известное место, но лучше с нравами и правилами; никаким другим образом не возможно достигнуть Его, как только праведным порядком. **«Почтен в очах Господа»**: велика добродетель, когда кто-либо прославляется пред Господом. Когда какой-либо воин оказывается пред царем готовым к послушанию, а во время войны храбрым, то таковой является славнейшим прочих. Так и сильные Божии пред Богом. **«И Бог Мой – сила Моя»**. Акила говорит: //«твердость»//. Чтобы никто не приписывал добродетели себе самому, пророк говорит: **«и Бог Мой – сила Моя"**. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 5–6 **И ныне тако глаголет Господь, создавый мя от чрева раба себе, еже собрати Иакова к нему и Израиля: к нему себеруся и прославлюся пред Господем, и Бог мой будет мне крепость. И рече ми: велие ти есть, еже назватися тебе рабом моим, еже возставити племена Иаковля и разсеяние Израилево обратити. Се, дах тя в завет рода, во свет языком, еже быти тебе во спасение даже до последних земли** Думаем, что здесь нисколько не менее (чем в предыдущем; Сам Господь Иисус Христос пользуется таковыми человекообразными речениями, хотя и раскрывает в превысшей степени //велию благочестия тайну// [[new:1tim:03:16|(1 Тим. 3:16)]] и представляет ясно образ уничижения. Обрати внимание на то, каким образом Тот, Кто по естеству и истинно самодержавен (Бог Отец), создал, сказано, Его в раба Себе, впрочем от чрева. Не Слово, говорит, еще не вочеловечившееся и не воплощенное привело Себя в состояние рабства, при благоволении на сие Бога и Отца; но от чрева, то есть когда рожден был по плоти от жены. Тогда Бог естеством и свободный, как сущий от Бога и свободного Отца, Он приемлет зрак раба или созидание (создавый мя раба). И подлинно, никто, если он имеет смысл, не сказал бы, что уже по самой природе рабское обращается или созидается в рабство, но наоборот, превысший рабства и ига и отличающийся достоинствами природной свободы естественно может принимать зрак или состояние раба. Что будучи свободным, Сын определил Себя на сие добровольно, как может усумниться в этом кто-либо, если Павел говорит, что Он пребывает во образе Бога и не почитает //хищением быть равным Богу//, но из равенства и подобия во всем нисшел не невольно в зрак раба и соделался подобным человекам [[new:fil:02:06|(Фил.2:6—8)]]. Божество было с Ним; и, тем не менее, при внесении дидрахм Он явил Себя нам рабом, но не невольным, а по естеству и истинно свободным. Когда сборщики податей вопросили божественного Петра, внесет ли Христос вместе с прочими дидрахму или же отвергнет плату, тогда Господь говорит к нему: //царие земстии от киих приемлют дани, или кинсон? От своих ли сынов, или от чужих?// После же того, как ученик высказал истину, ибо с чужих конечно собирают цари подать, говорит: //убо свободни суть сынове: но да не соблазним их, шед на море, верзи удицу, и, юже прежде имеши рыбу, возми: и отверз уста ей, обрящеши статир: той взем даждь им за мя и за ся// [[new:mf:17:24|(Мф. 17:24—27)]]. Итак, свободный по естеству созидается в раба по домостроительству, когда рожден был от чрева матери по плоти, ибо то было время, соответствующее определенному (превечно) сроку уничижения. А что Он созидался и во образ слуги, в сем удостоверил, сказав: **еже собрати Иакова и Израиля**. Будучи Богом, слово низошло в наше состояние не ради другого чего-либо, кроме только того, чтобы спасти Израиля и собрать Иакова; ибо всех сущих на земле изобретатель всякой порочности поверг в многовидный и многообразный грех. Одних он всецело отдалил от Создателя, заставив покоряться себе и нечистым духам и наложив на них неизбежное иго греха и совершенно удалив от познания Того, Кто есть по естеству Бог-Господь всяческих. А других, которые имели закон Моисеев руководителем в должных делах, он соделал небрежными и ленивыми, увлекши их ко всему непристойному, именно: придавать весьма малое значение закону, но жить большею частью по своему в своеволии и учить //учением заповедем человеческим// [[new:mf:15:09|(Мф. 15:9)]]. Когда же Христос явился миру, тогда собрано было чрез веру во единое, правое и неукоризненное согласие то, что рассеял сатана, и древне удалившиеся от любви к Богу притекли к Нему, и отметая далеко назад причину вражды грех, пред попечением о добрых делах, имеют мир ко Христу. Охотно идти к сему увещавали их и божественные пророки. Так Исаия говорит: //сотворим мир ему, сотворим мир приходящии// [[old:is:05:07|(Ис. 5:7)]]. Взывали и божественные ученики: //по Христе убо посолствуем, яко Богу молящу нами, молим по Христе: примиритеся с Богом// [[new:2kor:05:20|(2Кор.5:20)]]. Примирение же с Богом мы совершаем тогда, когда приходим ко Христу чрез веру, как говорит опять священнейший Павел: //Бог бе во Христе мир примиряя себе// [[new:2kor:05:19|(2Кор. 5:19)]], ибо во Христе мир примиряется с Богом. Итак, служение вочеловечения открывает Он, когда говорит, что в раба создан, Он Отцом от чрева, дабы собрать Израиля и Иакова. И если кто скажет, что сими словами указывается на народ иудейский, то не удалится от цели пророчества, ибо Христос сказал негде: //несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]]. Если же кто пожелает Израилем и Иаковом наименовать всех спасенных чрез веру, то будет хорошо и так, ежели истинно то, что не только иже яве Иудей есть, ни еже яве во плоти обрезание только и может быть названо обрезаньем, а вернее //еже в тайне Иудей и имеющий обрезание сердца духом, не писанием (буквою), ему же похвала не от человек, но от Бога// [[new:rim:02:28|(Рим. 2:28—29)]]. Если таким образом иудей есть тот, кто имеет и обрезание духом, то никому из таковых (обрезанных только по плоти) не следовало бы именоваться Израилем и Иаковом. Среди же речи (Спасителя) приводятся слова от лица призванных чрез веру и возглашающих, что **соберуся** к Нему и **прославлюся пред Господем, и Бог мой будет мне крепость**; ибо вместе с тем как Бог повелевает быть сему, как бы наступает вслед за сказанным здесь и исполнение определенного. Спасен однако же не весь вообще Израиль, но некоторые не уверовали по своей порочности, не прияв благодати евангельских наставлений. Но вместе с останком призвано и множество язычников, которые и положены в чада Авраама, так что во всех отношениях, то есть касательно домостроительства, цель пришествия Христова не оказывается тщетною, ибо призван был всякий, кто есть Израиль, а также Иаков, согласно соображениям, изложенным нами немного прежде. Итак, призванный во Христе народ дает обещание, что он и соберется к Богу очевидно чрез веру, что и прославится пред Богом, приобретая светлую славу сыноположения, и став причастным божественного естества, и получив озарение Духом Святым, и явившись рачителем превосходного образа жизни, и что наконец он Бога будет почитать за свою крепость. Такое-то расположение приличествует тем, кои стремятся к спасению от Него и славе. К сему потом присовокупил: **и рече ми: велие ти есть, еже назватися тебе рабом моим, еже восстановити племена Иковля, и рассеяние Израилево обратити**. Если отчасти надо говорить и по человечески, то Отец как бы не допускает Сына укоснить домостроительство и не оставляет без награды уничижение образа рабского, но плодоносным являет сие дело, и не безвозмездным уничижение, и бремя домостроительства имеющим быть не чуждым величия, напротив достославным, хотя по-видимому и было бесславным. И подлинно, для рожденного от Отца Слова было уничижением назватися рабом (отроком), то есть слугою, ибо имя сие (παῖς) означает иногда сына, а иногда, как я сказал, слугу. И уже ход мыслей заставляет принимать то или иное значение, в соответствующем тому и другому значению случае. Когда же речь идет о домостроительстве с плотью, то по справедливости надлежит под отроком разуметь раба. Итак, хотя и в уничижение, как я сказал, Сыну бесславие рабства, но на деле было иначе. Отнюдь не ничтожным это оказалось для Него, ибо прославляется от всех за то, что, ее почитая хищением быть равным Богу, испытал состояние рабства, дошел до уничижения, претерпел крест и что на нем, положил душу свою в искупление жизни всех: дабы разрушить господство диавольское и отогнать полчища демонов от невыносимого властительства над нами, дабы упразднить смерть и преобразовать природу человека к изначальному ее состоянию и предать Богу Его и Свое царство, уже не насилуемое ничьею властью, а напротив отражающее иго жестоковластия других. Не неведал Отец огрубевшее и неисправимое мудрование иудеев и всецело извращенное до необузданности, ибо совсем не приняли учение Христа, тогда как подобало благоговеть пред кротостью и несравненным человеколюбием Искупителя и как бы с распростертыми руками принять любочестие. Таким образом, дабы не казалось, что домостроительство Спасителя нашего не достигло цели, так как и действительно народ отверг своего Вождя и не принял, как сказал я, искупления, то и присовокупил Отец, что покажет стезю спасения и сущим во тьме и сени пошлет свет истинного богопознания. И Израиль призывался к сему, так как Христос ясно говорил: //Аз есмь свет миру// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]] и: //дондеже свет имате//, ходите во свете, //да тма вас не имет// [[new:in:12:35|(Ин. 12:35)]]. Когда же возлюбиша //паче тму неже свет// [[new:in:03:19|(Ин. 3:19)]], они объяты были ею, хотя святые пророки и предвозвестили им благодать во Христе. Так один из них сказал: //Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава (Господня) на тебе возсия. Се, тма покрыет землю, и мрак на языки, на тебе же явится Господь, и слава Его на тебе узрится// [[old:is:60:01|(Ис. 60:1]][[old:is:60:02|-2)]]. А другой: //и возсияет вам боящимся имене моего солнце правды, и исцеление в крилех его// [[old:mal:04:02|(Мал. 4:2)]]. поелику же, как гласят священные письмена, отягчили уши свои, чтобы не услышать, //и очи свои смежижа// [[old:is:06:10|(Ис. 6:10,]][[old:is:33:15|33:15)]] ср. [[new:mf:13:15|(Мф. 13:15;]] [[new:act:28:27|Деян. 28:27)]], то воссиял Христос язычникам и поднебесную явил исполненною божественного света, так что от востока до запада и даже до последних пределов земли усладились любочестием и чистыми очами ума узрели божественную и верховную Природу и посвятили Ей, и только Ей одной, все образы духовного служения. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-6 **И ныне говорит Господь, образующий Меня от чрева в раба Себе, чтобы Я обратил к Нему Иакова, и Израиль не соберется: и прославился Я в очах Господа, и Бог Мой сделался силою Моею. И сказал Он: мало того, что ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для обращения остатков Израиля. Я сделал Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до конца земли** Когда Я сказал: //напрасно Я трудился, попусту и ни на что истощал силу Мою//, ибо иудеи не хотели веровать, и суд Мой с Господом и с Господом дело Мое, которое Я исполнил при помощи Его: то отвечает Мне Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе. Этим Он показывает, что тот называется рабом, кто был образован от чрева. Он и в псалме говорит: //от чрева матере Моея Бог Мой еси Ты// [[old:ps:021:11|(Пс. 21:11)]]. Итак, что же говорит Ему Господь? Что Он приведет к Нему Иакова, который отступил, который, оставив Творца, служил идолам. Поэтому и Он говорит к ученикам: //на путь язык не идите, и во град самарянский не внидите; идите же паче ко овцам погибшим дому Исраилева// [[new:mf:10:05|(Мф. 10:5-6)]]; и в другом месте: //Я пришел токмо ко овцам погибшим дому Исраилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]]. Итак, такова была воля Отца, чтобы наихудшие виноградари приняли посланного Сына и отдавали плоды с виноградника те, которые умертвили Его говоря: //приидите, убием Его, удержим достояние его// [[new:mf:21:38|(Мф. 21:38)]]: это и есть то, что Он теперь говорит: **и Израиль не соберется**, то есть не обратится к Господу. Но меня сильно удивляет то, каким образом общепринятое издание уничтожило чрез иной перевод весьма сильное свидетельство против неверия иудеев, говоря: //соберусь и прославлюсь пред Господом//, между тем как Феодотион и Симмах согласны с нашим переводом. Относительно же Акилы я не удивляюсь, что этот весьма сведущий в еврейском языке человек и переводивший слово в слово, в этом месте или притворился незнающим, или был прельщен превратным толкованием Фарисеев, предпочетши перевести //и Израиль к Нему соберется//, то есть к Богу, хотя еврейское слово //lo// в настоящем месте пишется не чрез ламед и вав, что если бы было, то это означало бы: //Ему// или //Тому//, но чрез ламед и алеф, что собственно означает: //не//. Итак поелику не приведен Иаков к Богу и не собрался Израиль, то Сын говорит им, неверующим: **прославился Я в очах Господа. Ибо в Меня уверовал весь мир. И Бог Мой сделался силою Моею**, который и утешал Меня, скорбящего об отвержении народа Моего, и оказал Мне: **мало того, что Ты будешь рабом Мне для возстановления колен Иаковлевых, **павших по своей вине**, и для обращения подонков **или** остатков Израиля**. Ибо это означает еврейское слово //nesure//. Ибо вместо них Я Тебя сделал светом всех народов, чтобы Ты просвещал весь мир и до концов земли распространял спасение Мое, чрез которое все спасаются. А то, что читается у Семидесяти: //соберусь и прославлюсь пред Господом//, можно понимать в том смысле, что Господь соединился с верующими. В следующим же за тем: //много для Тебя того, что Ты будешь называться отроком Моим//, мы можем относить много к человеку и отроку, который мал в сравнении с Богом. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя** **И ныне говорит Господь... Я почтен в очах Господа и Бог Мой – сила Моя**... Настоящий стих стоит в самой тесной связи с предыдущим и служит дальнейшим раскрытием и усилением заключающейся в нем мысли. В четвертом стихе изображается процесс внутренней борьбы в душе Мессии относительно ценности и пользы его служения, закончившийся победой положительных настроений. Здесь такое решение как бы санкционируется авторитетом Самого Бога, Который торжественно удостоверяет, что деятельность Его посланника не только не потеряет своей награды, но и заслужит особый почет, потому что, в сущности, она совершается именем и силою Самого Бога. Весь же опущенный нами период, со слов **образовавший Меня от чрева**... и кончая словами **чтобы Израиль собрался к Нему** – представляет собой обычную вставку, только, так сказать, обостряющую главную мысль, но не вносящую в нее никаких новых данных. По поводу этой вставки, собственно второй половины ее, можно разве заметить только то, на что усиленное внимание обратил еще блаженный Иероним, именно, разночтение в текстах и переводах: еврейский, мазоретский, Таргум, LXX и Акилла читают в положительном смысле: **чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему**; блаженный же Иероним, а также Симмах и Феодорит переводят в отрицательной форме: Иаков не обратится и Израиль не соберется. //**Толковая Библия.**// [<10>]