[<10>] ====== Толкование на Ис. 49:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною** Акила говорит: //«вот, Я поставил тебя на руках Моих, а стены твои всегда предо Мною»//. Симмах: //«на руках Моих Я видел тебя, и стены твои всегда предо Мною»//. Феодотион же говорит: //«на руках Моих Я напишу тебя и ты предо Мною всегда»//. Бог показывает, что Его попечение постоянно, и никто ничего не может против Него, по сказанному: //«и никто не может похитить их из руки Отца Моего»// [[new:in:10:29|(Ин.10:29)]]; а в другом месте: //«если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя и отдам тебя»// [[old:ier:22:24|(Иер.22:24, 25)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 16-17 **Се, на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною еси присно, и вскоре возградишися, от нихже разорился еси, и опустошившии тя изыдут из тебе** Совершенно неудобоисследим смысл предложенных изречений. И в самом деле: какие, мог бы кто предположить, есть руки Бога, на которых, надо думать, и написаны стены Сиона? Священное Писание часто называет руками Бога действенные силы Его, коими Он все привел в бытие и также производит что-либо в разуме Своем. Так например Псалмопевец изъясняет прихождение всякого человека к бытию, говоря: //руце твои сотвористе мя, и создасте мя// [[old:ps:118:073|(Пс.118:73)]], //яко того есть море, и той сотвори е, и сушу руце его создасте// [[old:ps:094:05|(Пс. 94:5)]]; и опять: //в началех ты, Господи, землю основал еси, и дела руку твоею суть небеса// [[old:ps:101:26|(Пс. 101:26)]]. Потом: как можно бы представить, что действенными силами Бога, как бы на доске, написаны стены Сиона, здесь разумеваемого? или о каких вообще стенах упоминает пророческое слово? Итак, что же скажем? Едва ли что могло бы, как думаю, воспрепятствовать ученику Христову с предложенными изречениями соединять приблизительно такой смысл: Сион обвинял Господа, что Он забыл его; но что сие не есть истинно, это старается показать Господь наш Иисус Христос как бы от своего вочеловечения и от того, что претерпел ради нас, став подобным нам. Пребывая во образе и равенстве с Отцом, хотя и не почитал сие хищением, но напротив нисшел в уничижение, приял //зрак раба// и был послушен Отцу до //смерти, смерти же крестной// [[new:fil:02:07|(Фил.2:7,]][[new:fil:02:08|8)]], ибо висел на древе с пригвожденными руками своими. И спасительная страсть ниспровергла начала, восторжествовала над миродержителями //века сего// [[new:ef:06:12|(Еф. 6:12)]], освободила всех от властительства диавола, привела нас к Богу, так как //язвою Его мы исцелехом//, и //грехи// наши вознес телом Своим на древо, и мучен был Он [[old:is:53:05|(Ис. 53:5,]] [[old:is:53:12|12)]]. Мы же спасены и Его страдание соделалось для нас твердынею и стеною, ибо //ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва// [[new:gal:03:13|(Гал.3:13)]], и //в немже пострада Сам, искушен быв//, помог //искушаемым// [[new:evr:02:18|(Евр. 2:18)]], и вне града пострадал, //да освятит люди Своею Кровию// [[new:evr:13:12|(Евр. 13:12)]]. Итак, и опять скажу, страсть Христова, и честный крест, и пригвождение Его рук сделались для уверовавших в Него твердынею и стеною неприступною и несокрушимою. Посему с правом может сказать Он: **се на руках Моих написах стены твоя**,-разумей прободение рук или страсть, как обозначаемую чрез одно это; а написах говорит вместо: напечатлел. И предо мною еси выну, потому что если пострадал за нас, то как забудет нас? или каким образом не были бы в очах Его те, за кого пригвожден был к древу? Если же кто пожелает и другим образом понимать смысл данного места, то ничего, думаю, нет неестественного разуметь нечто таковое: не уклонился бы, думаю от истины тот, кто сказал бы, что все уверовавшие во Христа находятся в руках Бога Отца, ибо Сам сказал: //овцы Моя гласа Моего слушают, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им// [[new:in:10:27|(Ин. 10:27,]] [[new:in:10:28|28)]], и еще при этом: //никтоже может восхитити их от руки Отца Моего// [[new:in:10:29|(Ин.10:29)]], так как они находятся под верховным покровительством и крепко ограждены вышнею помощью. Когда, таким образом, Бог и Отец как бы содержит всех нас в руках Своих и охраняет у Себя и не попускает как-либо увлечься к тому, что не подобает, ни подвергнуться злобе наветующих, или сделаться добычею диавольского насилия: то нет никакого препятствия думать, что и стены Сиона как бы написаны руками Его, то есть приуготовлены к духовной благопристойности и имеют своим украшением прекраснейшее отличие, состоящее из всякой добродетели. Стенами же мысленного Сиона, говорим, соделались святые Апостолы и Евангелисты, назначенные на сие Отцом и имеющие у Него непрестанное благоволение; так как имена их написаны на небесах и помещены в книге живых [[new:fil:04:08|(Фил. 4:8)]]. И не удивляйся, если святых называет оградою и стенами Церкви. Конечно стена и укрепление есть Сам Он. Но как (Сам Он есть свет истинный и однако называет их светом мира [[new:mf:05:14|(Мф.5:14)]], так Сам, будучи стеною Церкви и) всякою твердынею уверовавших в Него, даровал святым тайноводителям как бы в чине высокого достоинства называться стенами Церкви Его. И вскоре, говорит, возградишися, от нихже разорился еси. Иудея, то есть наставники иудейские разорили земной Сион или матерь свою, отвлекая ее от Христа и научая считать веру неприемлемою, ибо говорим: //мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: сего же не вемы, откуду есть// [[new:in:09:29|(Ин. 9:29)]]. Когда же дошли до последнего предела зла и умертвили Наследника [[new:mf:21:38|(Мф. 21:38)]], то соделались виновниками падения его (Сиона). Но как иудеи разорили, так опять, будучи иудеями, божественные ученики воздвигли его (Сион), очевидно переменившийся, не оставшийся тем, что был, то есть неверующим и господоубийцею, но блистающий верою, конечно верою вο Христа. Опустошивши же его (Сион) вышли из него, ибо изгнаны прежние наставники и восстали иные, о которых мы только что упоминали. Действительно, иначе невозможно было ему измениться и возлюбить Христа и предпочесть тени закона истину, если бы прежние учители его не были удалены от противозаконного руководительства, а на место их не восстал бы лик святых тайноводителей, о которых и божественный Давид делает превосходнейшее напоминание, воспевая водном месте и говоря к Спасителю всяческих Христу: //поставиши я князи по всей земли и помянут имя твое во всяком роде и роде// [[old:ps:044:17|(Пс. 44:17,]] [[old:ps:044:18|18)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною** См. Толкование на [[old:is:49:14#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 49:14]] ===== Лопухин А.П. ===== **Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною** //Вот Я начертал тебя на дланях...// Новый, не менее сильный образ непрестанного памятования со стороны Бога об Его духовном Сионе. Вместе с тем, он отмечает и одну характерную, чисто бытовую черту, примитивных народов Востока - делать себе на лице или руках особые, мнемонические знаки, о чем свидетельствуют этнографы и историки Палестины ([[old:vtor:06:08|Втор. 6:8;]] [[old:vtor:11:18|11:18]] The pulp. Commentary - 233 ст.). //Стены твои всегда предо Мною.// Как Сион служит эмблемой всего народа, так "стены" Сиона являются символом целого города [[old:ps:050:20|(Пс. 50:20).]] Святой Кирилл Александр, под "стенами" христианской церкви аллегорически понимает апостолов, евангелистов и вообще, пастырей и предстоятелей церкви. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:49:14#lopuxin_ap|Ис. 49:14 ]] [<10>]